Информация к новости
  • Просмотров: 708
  • Дата: 18-05-2016, 12:00
18-05-2016, 12:00

Порабощающее значение или власть герменевтики

Категория: Новости / Статьи


Порабощающее значение или власть герменевтики

Последние 2 года мы сталкиваемся с новым явлением — невротическим страхом определенных слов, общественное сознание вытесняет их значения. В частности, нельзя говорить: «9 мая — победа в Великой Отечественной войне», а можно говорить: «8 мая — день жалобы по погибшим во Второй мировой войне».

Только научный анализ может помочь снять этот страх. Значение определенного явления, зафиксированного в первом высказывании, наделено историческими смыслами (заложенными еще в школе): «народ-победитель», «победа над фашистской идеологией», «радость», «гордость за своих дедов». Второе высказывание заменяет смыслы на прямо противоположные — на смыслы осторбайтерского (аналог плантаторского менталитета у афроамериканцев — бывших рабов) мышления, комплексы национальной неполноценности, низводящей украинцев до статуса второсортной обслуги европейских народов.

Теперь 8 мая низведен до второсортного праздника и более не является одним из несущих стержней смысложизненного каркаса личности, как было у нас с 9 мая — это «праздник пожилых людей», «превозношение над ними» (они физически и морально устарели и уже не разбираются в современных идеологических реалиях), «стыд за своих дедов», «траурные пораженческие настроения».

Полномасштабная фальсификация истории, осуществляемая по всем фронтам так называемым Институтом национальной памяти и другими идеологическими поденщиками, имеет целью унизить, дезавуировать исторический факт победы и лишить его того мощного потенциала единства и позитивной социальной солидарности, который он имел до сих пор. Для чего?

Чтобы как можно больше разобщить людей, чтобы они умирали по одиночки в звериных условиях олигархического зомби-капитализма (термин А.Жиру) латиноамериканского типа в современной Украине, где 1% имеет всё (крупные латифундисты), а 99% - ничего (батраки), плюс отсутствие среднего класса, на котором, как известно со времен Аристотеля, зиждется демократия (политическая проекция такого вида латиноамериканского капитализма — это военные режимы или генеральские «хунты» 70-х гг. в Чили, Парагвае, Эквадоре, Венесуэле и т.д.). Политическая власть сегодня является фикцией, выполняющей чисто ритуализированную роль, она не может более существовать в чистом виде в смысле Ш.Монтескье, Т.Гоббса и т.д., и больше не принадлежит институтам типа парламента или президента.

Сегодня реальная власть над умами и душами людей принадлежит тем, кто обладает монополией на интерпретацию значения ключевых слов, исторических концептов, вокруг которых кристаллизуется говорение людей о своей жизни. Культура — система коллективно разделяемых значений (символов, ценностей, убеждений, культурных образцов, норм поведения и т.д.). Власть через культуру распространяется посредством дискурсивных практик производства значений и интерпретаций: семантическая власть (власть над значением) принадлежит доминирующей идеологии, промывающей мозги пропаганде, структурирующей семантическое поле значений нового мифа — мифа современной пост-майданной Украины, - жесткой тоталитарной идеологии правящего олигархического класса. Как известно, любая идеология — это установленный властью репертуар приемлемых для нее интерпретаций (идеологем), всё, что не вписывается в последние, жестко троллиться и табуируется. Каждый репертуар интерпретаций обеспечивает ресурсы, которые люди могут использовать для построения собственной версии действительности.

Дискурсивность процесса производства реальности заключается в том, что она строиться из этих самых кирпичиков-идеологем, которые люди некритично используют (работать критично с этими смыслами могут только специалисты-интеллектуалы, политологи, социолингвисты) и создание которых находиться в руках у монополистов семантической власти. Герменевтика (наука об интерпретации) сегодня выступает как инструмент осуществления идеологической власти: люди бояться говорить, что «снег — белый». Вам говорят, что «снег — черный» и вы должны молчаливо соглашаться с этим «новым» значением, если не хотите быть отвергнутыми из круга ваших друзей, коллег, которые уже согласились разделять эту ложь (ничего не поделаешь — мы все подвержены манипуляциям типа: «принятие/отвержение»).

Социальный психолог М.Шериф ставил известные эксперименты по групповому давлению, где испытуемый должен был публично в микрофон заявить перед всеми, что линия Б длиннее линии А, хотя это было очевидно наоборот, но после того, как перед ним 10 подставных ассистентов экспериментатора уже заявили эту ложь публично. Этот эффект получил название «конформизм»: видя явную ложь люди соглашались повторять ее именно из-за группового давления, — «все же не могут ошибаться»!

Различные дискурсы, каждый из которых представляет собой определенный способ понимания социального мира или обусловленные им сети значений, вовлечены в постоянную борьбу за достижение превосходства (об этом писал М.Фуко). Они борются за признание и стремятся зафиксировать превосходство значения, принадлежащее доминирующей политической группе, в языке. Язык — динамическая форма социальной практики, которая формирует социальный мир, включая идентичности, социальные отношения и представления о мире.

Превосходство дискурса можно понимать, как преобладание одной определенной точки зрения. В культуре формируется идеология — приоритетная точка зрения некой доминирующей группы, где свободный обмен значениями становиться закрытым и происходят информационные искажения сквозь фильтры этой групповой цензуры. Идеология, - это значение, служащее власти, или определенные конструкции значений, которые способствуют созданию, воспроизводству и преобразованию отношений власти. Субъект создается в дискурсе путем разворачивания его мыслей, знаний и речи, и сегодня уже не человек использует язык, чтобы выразить самого себя, а язык, дискурс говорит через субъект, осуществляя гегемонию как систематически организованное согласие, т.е. процесс, посредством которого подчиненные формы сознания конструируются через интеллектуальное насилие или принуждение, чтобы сохранить и защитить свое положение власти. Таким образом, производство значений — это ключевой инструмент для стабилизации властных отношений. Власть конституирует дискурс, чтобы, в свою очередь, конституировать власть («знание-власть-вожделение» у М.Фуко).

В процессе производства значения существующее распределение власти может казаться настолько естественным и здравым, что его даже не будут подвергать сомнению. Идеология сегодня — это вариант мифа как пространство репрезентаций, которое не сохраняет никакого отношения постоянства с доминирующей структурной объективностью. Миф — это принцип прочтения данной ситуации, термины которого являются внешними по отношению к тому, что представлено в объективном пространстве, образованном данной структурой.

Прекрасный пример семантической власти показан в детском фильме «Волшебный голос Джельсомино», снятый на Одесской киностудии в 1978 г. По сюжету этой экранизации повести Джанни Родари «Джельсамино в стране лжецов» к власти в стране приходят пираты и планируя, как бы закрепить свою политическую власть, решают поменять словарь с точностью до противоположного: «пират» - теперь «хороший человек», «утро» - это «вечер», «ночь» - теперь «день», «чернила» стали «хлебом», а «хлеб» - «чернилами». И теперь выразить истинную мысль просто невозможно, т.к. необходимо пользоваться таким искаженным набором значений. Именно так достигается семантическая власть и идеологическое прикрытие для нынешней фальсификации истории и подтасовки ее основных концептов. Что совсем не трудно в условиях полного разгрома образования, где студенты не знают значения слов, которые они используют. Им можно подсунуть любую ложь, подменяя смыслы как наперсточник изменяет местоположения шариков в своем шарлатанском искусстве.

Демократия совместима только с семантическим плюрализмом, где существует свобода критически мыслить и выбирать смыслы по своему усмотрению, и не совместима с монополией на значение, характерной только для тоталитарных режимов с организованном аппаратом репрессивной пропаганды. И именно к этому все идет в Украине, где в 2014 г. к власти пришли бесчувственные рептилоиды, безумные зомби, которые разорвали общественный договор (социальный контракт) с народом этой страны, объявив открытую войну на выживание целым слоям населения.

Поднятие тарифов, которое все обсуждают, - это не просто переход Украины из состояния общества потребления и благосостояния к состоянию зомби-капитализма, но это конституционный переворот: сегодня Украина больше не является социальным государством, как это следует из Конституции (политика для зомби-олигархов стала видом спорта: кто больше украдет, напомним недавнюю оговорку Гройсмана: «буду воровать»), а является обществом войны как инструмента социальной политики в этой социал-дарвинистической гонке на право существовать.

Институционализированное насилие и геноцид целых слоев населения за их политические позиции — вот сущность той государственной модели власти через систематическое милитаризированное запугивание, которую зомби-политики пытаются навязать всему обществу. Сегодня сняты все табу («трансгрессия» Ж.Батая): на абсолютную ценность человеческой жизни, на святое право пенсионеров дожить свою трудовую жизнь без потрясений и нищеты. На алтарь патриотического фанатизма уже принесены в жертву («сакральное жертвоприношение» Ж.Батая) основные ценности гуманизма и основные права человека: право высказывать свою позицию, и если она не совпадает с доминирующей пропагандой, не становиться при этом сразу «врагом», «сепаратистом», «ватником», «предателем» и т.д.

Право на свободу мыслить и высказывать свои мысли, спорить с другими мнениями и позициями, выдвигая аргументы, а не навешивая ярлыки, обмениваться мнениями в атмосфере свободы и взаимоуважения — вот краеугольный камень европейских ценностей, на так называемых естественных правах начиная с эпохи Просвещения стоит Европейская цивилизация.

Рациональная дискуссия невозможна с теми, кто a priori видят в тебе врага, что автоматически отменяет твое право на существование. Оголтелая пропаганда военщины и дикой любви к Украине, ее этническим символам и истории, является удобным прикрытием для дорвавшихся до власти зомби-олигархов, чтобы грабить страну и превращать в рабов ее граждан. Поэтому, они так бояться 9 мая — Дня победы над фашизмом, потому что сами подняли на хоругвь государственной идеологии нацизм и фашизм как нетерпимость, как интеллектуальную импотенцию и неспособность вступить в цивилизованную дискуссию, диалог с оппонентом, а сразу хватаются за револьвер.

Такие инструменты «глобального управления» зомби-капитализма как неандертальцы с дубинками, почему-то называющие себя «патриотами», возвращают нас в Верхний Палеолит, а не в глобализированную Европейскую цивилизацию, и не могут привести нас ни к чему другому, кроме как только к разрухе и тотальной гражданской войне.



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Loading...
Ключевые слова: {keywords}


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.