Информация к новости
  • Просмотров: 339
  • Дата: 9-10-2018, 17:00
9-10-2018, 17:00

Здравомыслие «общей семантики» Альфреда Коржибского

Категория: Новости / Статьи


Здравомыслие «общей семантики» Альфреда Коржибского

После Евромайдана все поспешили выразить свою приверженность главным демократическим ценностям, которыми являются «Я», свобода воли и право свободного выбора. На «Я» держатся все! Но с позиции современной науки «Я» как таковое вообще не существует. Альфред Коржибский, основатель «общей семантики» показал, что познание людей ограничено, во-первых, структурой их нервной системы и, во-вторых, структурой их языка. Люди не могут напрямую переживать мир, и взаимодействуют с ним только посредством невербальных впечатлений или сведений, полученных центральной нервной системой, и вербальных индикаторов, выраженных в языке («абстракций»). Наше восприятие и язык обманчивы в отношении «фактов», с которыми нам приходится взаимодействовать. Человеческому пониманию того, что происходит, часто недостает структурного сходства с тем, что происходит в действительности. Коржибский акцентировал внимание на том, что следует более осознанно подходить к вопросу несоответствия нашего описания реальности, наших гипотез и теорий о реальности и самой реальности. Он построил специальный дифференциал, чтобы показать, что «чувство Я» – это уловка нервной системы, выработанная эволюцией во имя выживания, но не является чем-то реальным или субстанциальным. А это значит, что «Я» иллюзорно, т.е. полностью социально сконструировано. Осознание того, что «карта – это не территория» доставляет нам тот драгоценный Здравый Смысл, который мы все дружно потеряли, начиная с 2014 г., когда как бы все дружно поглупели по чьей то указке сверху. Мы так сильно нуждаемся сегодня в этом Здравомыслие!

Здравомыслие «общей семантики» Альфреда Коржибского

Процесс абстрагирования и структурный дифференциал А.Коржибского

Основное положение системы Альфреда Коржибского – признание того факта, что люди воспринимают мир посредством процесса абстрагирования. Во-первых, наше сенсорное восприятие ограничено. Во-вторых, мы используем язык для описания объектов, которые мы воспринимаем. В-третьих, мы делаем умозаключения и выводы о воспринимаемом. Поскольку знания, мнения и убеждения людей о себе и об окружающем мире рождены посредством абстрагирования, не существует способа обойти это. Все, что человек знает и во что верит, представляет собой продукт деятельности его нервной системы. Коржибский писал: «Термин «абстрагирование» подразумевает деятельностную характеристику нервной системы и служит функциональным физиологическим термином». По мере прохождения сквозь систему фильтров, поставленную нервной системой во имя выживания мозга перед лицом бесконечного потока раздражителей-данных, идущих от Вселенной, происходит «уплотнение» информации, т.е. процесс радикального уменьшение количества рассматриваемых характеристик или процесс абстрагирования. Этапы уплотнения или абстрагирования представлены А.Коржибски в структурной дифференциальной диаграмме из его книги «Наука и здравомыслие» (1933 г.):

ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ (А) – СОЗНАНИЕ, содержащее ПУСТОТУ (Б) (предшествующее движению)Уровень движения-процесса-явления (В) – Физический (квантовый) уровень (Г) – Микроуровень (Д) – Уровень объектов (Е): 1. Мозг / нервная система1), 2. Ощущения2), 3. Восприятие3), 4. Я ЕСТЬ ЭГО/память4), 5. «Осознающий»5), 6. Самосознание6) – Уровень имен-ярлыков (Ж) – Первый уровень умозаключений (З) – Второй уровень умозаключений (И) (рефлексия: умозаключения об умозаключениях) – Третий уровень умозаключений... Диаграмма является важнейшим средством, помогающим нам понять, как нервная система и мозг рождают и формируют образ по имени «Я», образуя покров, сотканный из сознания и заставляющий «Я» верить в то, что оно есть, хотя изначально ЕГО НЕТ, как человеческая нервная система воспринимает «реальность», и как человек обращается с «реальностью» с помощью языка: тело – это восприятие, созданное воспринимающим, абстракция, которая кажется существующей, периодически создаваемая сознанием. ЕДИНАЯ СУБСТАНЦИЯ (уровень А) и сознание (уровень Б) предшествуют уровню, который А.Коржибски называет уровнем процесса-движения. Он называет СУБСТАНЦИЕЙ то, что «предшествует» «энергии» и движению и даже самому сознанию. Уровень В – уровень процесса-движения – является отправной точкой для А.Коржибски. Для нас физическое измерение находится «после» уровня процесса-движения. С этого момента сознание (Б) начинает «двигаться», создавая уровень процессов (В), который представляет собой все еще эту «некую безымянную СУБСТАНЦИЮ». Любой объект, например карандаш, представляет собой результат танца электронов, постоянно меняющийся, никогда не повторяющийся, являющийся чрезвычайно сложным динамическим процессом, обладающим тончайшей структурой, действующий и реагирующий на все, происходящее в остальной Вселенной, неразрывно связанный со всем остальным и зависимый от всего остального. Это постоянное движение «энергии» – субатомная «энергия» Вселенной, которую мы будем представлять на физическом (Г) и микроскопическом (Д) уровнях. А.Коржибски под «уровенем процессов» подчеркнул динамичность Вселенной. СУБСТАНЦИЯ сжимается, образуя сознание; когда она приходит в движение. Затем уровень процессов-явлений (движения) создает физический уровень энергии. Затем уплотнение образует микроуровень атомов, электронов и т.д. Посредством него образуется тело и химические элементы (которые не есть «Я»), а они создают текучую среду, концепцию «Я» ЕСТЬ (сначала на невербальном уровне, а затем на вербальных). Отсюда появляется уровень имен, или ярлыков (например, «Это «книга»): уровень описаний («Я читаю книгу»), первый уровень умозаключений («Я решил читать книгу»), второй уровень умозаключений («Я решил читать книгу, чтобы больше знать и понимать»). На каждом уровне абстракции появляется иллюзия выбора. Однако, «Я» (которое видит мир, созданный нервной системой после того, как переживание и действие уже случилось), объявляет себя деятелем, обладающим свободой выбора и воли. «Я» верит, что у него есть цель, миссия и т.д. Поэтому не только любое восприятие и все воспринимаемое относится к прошлому, но также любое ощущение или концепция выбора – все уже произошло к тому времени, как нервная система создает, воспринимает, думает, доказывает, – словом, создает «Я», заявляющее: «Я выбрал это». Ярлыки не отражают подлинных качеств явлений и людей. Больше всего они отражают мнения и предположения того, кто создает этот ярлык (проецирование). «Возвращаясь на уровни объектов и ярлыков, скажем, что каждый из них отражает разные степени абстракции; уровень ярлыков представляет собой абстракцию абстракции. Называя какой-либо предмет яблоком или чем-то таким же простым и ясным, я сразу же попадаю на второй уровень абстракции», – пишет Коржибски. То, что «вы» видите, уже произошло, и, следовательно, идея того, что «я» выбирает или создает одно или другое, возникает после того, как событие уже свершилось. Корни дерева видны тогда, когда дерево выкорчевано. Иными словами, сгусток, или капля воды («Я»), представляющее собой часть волны в океане, уже оказалось на берегу, когда появилось «Я», сказавшее: «Я выбрал выйти на берег». Нервная система способна воспринимать только те события, которые уже свершились в прошлом; кроме того, любые идеи возникают вместе с «Я» после того, как переживание уже закончилось. Иллюзия, что переживание создано нервной системой, заставляет верить в то, что у «тебя» есть выбор, и «ты» делаешь его сейчас, в то время, как «Я» этого «ты» появляется и воспринимает лишь после того, как событие совершилось, и образ по имени «Я» видит лишь уже произошедшее.

 

Вторичность «Я» как образ образа

Мы знаем, что мы – существа, занимающиеся абстрагированием, – не можем воспринять реальность непосредственно или совершенно объективно, не используя своей нервной системы. Поэтому мы не можем сказать, чем является что-либо на самом деле. Нервная система, возникшая после события, реагирует на воображаемые внешние и внутренние процессы, обеспечивая выживание воображаемой личности. То, что Коржибски называет сжатием сознания, – все эти абстракции «нисходят» из СУБСТАНЦИИ к сознанию. Следовательно, не-Я предшествует уровню объектов; более того, то, что мы называем объектом, или «Я» – просто абстракция, образ, созданный нервной системой. Мы не можем сказать, что что-либо существует или почему оно ведет себя именно так, как ведет! Почему? Потому что мы не воспринимаем вещи такими, как они «есть»; мы воспринимаем их посредством нервной системы в виде образов. Даже «Я» – лишь образ, а внутренние переживания «Я» на психологическом уровне – это образ образа! Поэтому мы можем только сказать, чего НЕТ. Важно понять природу нервной системы. Нервная система воспринимает и описывает (после свершившегося) объект или явление, а затем обосновывает то, что уже произошло и тогда «Я» начинает «видеть» это. Все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем потому, что нервная система создает воспринимающего, который видит свои собственные абстракции и думает, что они реальны. Поскольку мы видим и воспринимаем лишь прошлое, наше восприятие и суждения больше относятся к прошлому и более абстрактны, чем уровень объектов и ощущений; значит, он дальше от того, «что есть». Стефен Волински писал в книге «Квантовое сознание»: «Наблюдатель не только наблюдает и осознает то, что проходит через ум и тело, он вместе с тем является творческим источником этого. Свидетель или наблюдатель ума (мыслей, чувств, эмоций и ассоциаций), не только наблюдает мысли или эмоции, но каким-то образом мгновенно создает то, что он наблюдает. Тем не менее в реальности наблюдатель загадочным образом создает мысль с помощью наблюдения; наблюдение является творческим орудием наблюдателя. Проще говоря, чтобы наблюдатель имел работу под названием наблюдать, он должен создавать что-то, чтобы наблюдать это. Вся реальность создается наблюдателем».

 

Нервная система и смешение уровней описания

Цель нервной системы двояка: 1) организация хаоса; 2) выживание. Нервная система отвечает как за внутренние, так и за внешние процессы, обеспечивающие выживание личности. Мы погружены в мир, полный проявлений энергии, из которых нервная система извлекает напрямую лишь малую часть, причем этот экстракт уже окрашен весьма специфическим воздействием и устройством нервной системы. «ЭГО» – это абстракция нервной системы, появившийся после того, как она уже возникла. Нервная система личности ограничена в своих способностях восприятия реальности. А.Коржибский назвал эту ограниченную способность извлечением, которое включает отбор, выхватывание, отделение, обобщение, отбрасывание, упущение. На уровне объектов образуются тело, нервная система и «Я» ЕСТЬ. Но даже «Я» ЕСТЬ – умозаключение, предположение, с его помощью возникают все остальные предположения. ««Я-есть-ность» – это ложное отождествление «Я» с ментальной способностью, проявляющейся, когда оно отождествляется с мысленным представлением. Например, если у меня возникает мысль «Я плохой», предполагается, что «Я» ЕСТЬ обладает этой мыслью. А.Коржибски определял «отождествление» как путаницу уровней абстракции. «Я» ЕСТЬ не имеет мыслей, воспоминаний, эмоций, ассоциаций и восприятия. «Я» (нервная система), называющая себя, например «миролюбивой», описывает мир как «отсутствие конфликтов», а затем извлекает из этого абстрактный вывод-1: «Мир – это прекрасен и духовен; гнев не духовен», затем двигается дальше к выводу-2: «Я хочу быть духовым, поэтому я должен быть более миролюбивым и избавиться от гнева». Эта «духовная» идея – не правда; это не факт, а просто умозаключение, не имеющее никакого отношения к истинному Я ЕСТЬ, не говоря уже о СУБСТАНЦИИ. Попросту говоря, то, что А.Коржибски считал отождествлением (смешение одного уровня с другим), в данном случае проявляется в виде смешения «Я ЕСТЬ миролюбивая личность» (якобы духовное качество СУБСТАНЦИИ) с СУБСТАНЦИЕЙ, не обладающей никакими качествами. Это и есть путаница уровней. Я ЕСТЬ –» Имя –» Описание –» Вывод 1 –» Вывод 2 –» Вывод 3 –» и т.д. (-» абстрагирование). Все человеческие ощущения относительно реальности – результат действия некоторых энергий Вселенной, отобранных этой нервной системой с помощью «фильтров» нервной системы и органов чувств. Эти «внешние» энергии активируют внутренние энергетические процессы в органах чувств, цепи электрических нервных импульсов и эти процессы сами преобразовываются в другие виды импульсов, когда они достигают мозга. Мозг принимает эти импульсы и пытается создать из них ощущения, сравнивая их со своими воспоминаниями о подобных импульсах. Когда он находит образец, тогда человек может понять, что именно он воспринимает. Новое переживание не дает нам понять, что именно мы переживаем. События просто происходят. Человек ощущает относительно реальности в терминах света, цвета, звука, формы, температуры и т.д. – не прямое отражение абсолютной реальности. Это интерпретация нервной системой очень ограниченного спектра реальных энергий. Например, глаз не просто видит реальность. Радужная оболочка глаза не просто набор светочувствительных клеток, это также «компьютер-сателлит», в котором визуальная информация обрабатывается для передачи в мозг. Глаз принимает малую часть реальных энергий, перекодирует этот фрагмент, а затем мозг интерпретирует его перевод. То, что человек видит, основано на этой интерпретации световых паттернов (моделей), воспринимаемых на несколько секунд раньше. Поэтому, когда мы думаем, что реагируем на то, что происходит в действительности, мы на самом деле реагируем на интерпретацию некоторых перекодированных энергий действительности. Нервная система личности воспринимает лишь конечное количество энергий. Ощущение возникает в нервной системе в ответ на биллионы субатомных энергий. Нет никакой личности, отдельной от этих «энергий». Личность не может реагировать на какие-либо «внешние» энергии. «Явление» фиксируется и воспринимается лишь после того, как событие уже произошло. Чтобы лучше показать это, представим себе, что «мы» смотрим на «мир» через электронный микроскоп. Мы не увидим плотных объектов. Все люди, предметы и явления утратят границы и очертания. Они перестанут восприниматься как отдельные сущности. Если мы повернем микроскоп в направлении «наблюдателя», он исчезнет. Воспринимающий, восприятие и воспринимаемое существуют как единое целое и начинают различаться позже.

 

Здравомыслие, которого нам так не хватает сегодня

Согласно А.Коржибскому, основной задачей общей семантики является развитие в людях здравомыслия, названного им «осознанностью абстрагирования», или осознания соотношения карты и территории и того, в какой значительной мере вся полнота реальности отбрасывается используемыми репрезентациями лингвистического и другого характера. С точки зрения общей семантики, недостаточно понимать это спорадически и интеллектуально. Люди достигают полного здравомыслия, только когда осознанность абстрагирования становится постоянным навыком, воспроизводящимся на уровне рефлекса и осознания того, насколько человеческий опыт фильтруется посредством сенсорных систем нервной системы. А.Коржибски часто использовал термины «карта» и «территория» для того, чтобы лучше объяснить разницу между невербальным уровнем реальности (территорией) и вербальными уровнями (картами), состоящими из слов, названий, описаний, убеждений, теорий и т.д. С помощью языка мы создаем картоподобные описания реальной территории. Ведущий принцип общей семантики Коржибского «карта не есть территория, модель мира не есть сам мир, но карта структурно подобна территории, и в этом ее польза; мир не сводится к описанному явлению» должен стать путеводной звездой, которая выведет нас из мрака сегодняшней украинской жизни.



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Loading...


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.