Главная > Новини > В бой идут одни «старики» О перспективах создания собственного боевого самолета в Украине
В бой идут одни «старики» О перспективах создания собственного боевого самолета в Украине15-09-2018, 20:00 |
В который уже раз на Украине принялись обсуждать перспективы создания собственного боевого самолета. Случилось это после того, как в местных СМИ появились сообщения о разработанных в Киеве трех этапах возрождения истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации Воздушных сил ВСУ (Повітряні Сили Збройних Сил України). Исходные данные здесь таковы. На начало 2018 года в семи бригадах тактической авиации Украины, по открытым данным, в строю числились в общей сложности 45 истребителей МиГ-29 (включая и учебно-боевые варианты), 35 истребителей Су-27, до 25 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР и около 25 штурмовиков Су -25/25УБ. Этого, конечно, может хватить для того, чтобы с воздуха устроить настоящий погром Донбасса. Но до смешного мало для открытого вооруженного столкновения с Россией. А именно к последнему варианту Киев, ничуть не скрываясь, усиленно готовится все последние годы. Что же ему делать? В Министерстве обороны Украины, судя по сведениям киевского издания «Деловая столица», подготовленная целая программа экстренного повышения боевых возможностей Повітряних Сил. Состоит она из трех этапов. Первый как раз сейчас и реализуется. Параллельно готовится второй этап программы: глубокая модернизации парка оставшихся дальних истребителей Су-27 и фронтовых истребителей МиГ-29. Главная идея этого процесса — научить созданные исключительно для воздушного боя боевые машины еще и эффективно штурмовать цели на земле. С этим пока у Повітряних Сил совсем плохо. Для работы «по земле» в их арсенале остались только старые советские ракеты Х-29 класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия. Созданные еще в 70-х годах прошлого века, они предназначены для уничтожения железобетонных сооружений, мостов, бетонных взлётно-посадочных полос и кораблей водоизмещением до 10 000 тонн. Но главная беда в том, что для точной стрельбы по ним требуется визуальный контакт летчика с целью. Для этого неизбежно придется заходить в зону ближней ПВО противника — то есть, попадать в прицел даже таких древних комплексов, как «Стрела-10» и «Оса», имеющихся на вооружении Народной милиции ЛНР и ДНР. Максимальная дальность стрельбы Х-29 не превышает 10 километров. Именно поэтому и в России, и в Китае, и в Индии такое оружие уже давно отправлено в утиль и заменено более совершенным. Беда Украины в том, что ее промышленность никогда не имела полного цикла производства авиационных ракет. Участвовала в создании отдельных систем и узлов — это да. А целиком не изготавливала. Теперь, как рассказывают, пытается. В основном, силами киевского КБ «Луч». Там давно анонсировали создание современных высокоточных корректируемых авиабомб. Но о реальных успехах на этом пути пока не слышно. Про новую противокорабельную ракету «Нептун» авиационного базирования тоже пока в украинской прессе много шума из ничего. Однако по обнародованной программе возрождения боевой авиации стране скоро (к 2025 году) надлежит эту дорогостоящую волынку завершать и переходить к третьему этапу — перевооружению Повітряних Сил на многоцелевые самолеты третьего поколения. И тут предусмотрена принципиальная развилка. Как говорится, налево пойдешь — придется закупать у Соединенных Штатов активно снимаемые там с вооружения и энергично впариваемые странам третьего мира F-16. Это так называемый «польский путь» Большого ума он не требует, нужны только деньги. Причем — для Украины просто неподъемные. Не страшат вас такие деньжищи, громадяне? А если покупать менее трех эскадрилий F-16 (хотя и три эскадрильи просто капля в море для серьезной войны) — тогда это лишь для воздушных парадов и чтобы тешить политическое самолюбие Киева. Таким образом, «пойдешь налево» — это для украинской боевой авиации вряд ли подойдет. Остается — «пойдешь направо». А там вариант единственный. Создавать современный многоцелевой истребитель четвертого поколения собственными силами. Как раз об этом военные и политики этой страны увлеченно рассуждают десятилетиями. Особенно перед очередными выборами. Только до сих пор ни к чему так и не пришли. Даже на словах. Но, казалось бы, если замечательно выходило с военно-транспортными, почему не попробовать с боевыми? Вот в 1999 году загибавшиеся без оборонных заказов «антоновцы» от отчаяния и решились на смелый эксперимент. Предложили инициативную разработку учебно-боевого самолета Ан-УБЛ. Расходы только на НИОКРы оценивались в 400−500 миллионов долларов США. Это, бесспорно, могло напугать кого угодно в Киеве, но кто сказал, что возрождение Повітряних Сил — дешевое удовольствие? Недоброжелатели, однако, тут же некрасиво обозвали будущего стража украинского неба «ублюдком». И, по большому счету, оказались правы. Дальше рекламных проспектов дело у знаменитой фирмы не пошло. У их государства ни тогда, ни сегодня ни на что путевое нет и не было денег. А на рубеже веков оно к тому же увлеченно гнало на экспорт оставшиеся от СССР Су и МиГи, рассовывая деньги по карманам чиновникам. А тут какой-то Ан-УБЛ! Кому он нужен? В корзину! Однако в прихожих киевского Минобороны и без «Антонова» уже толклись ходоки и от других организаций, мечтавших хоть бочком окунуться под скудный денежный дождь оборонного заказа Украины. В селе Петропавловская Борщаковка Киевской области кто-то очень ушлый в 1994 году сумел основать «Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения». Там принялись было за проектирование модных дельтапланов и мотодельтапланов. А когда прослышали, что державе остро нужны истребители, не моргнув глазом, предложили склепать и истребитель. Причем — именно многофункциональный. Причем — с перспективой создания на его базе учебно-боевого самолета, ударного дрона и легкого штурмовика. Будущее чудо украинской авиаинженерной мысли назвали скромненько — Д-14. Но, очевидно, знаменитая здешняя коррупция еще не настолько раззадорилась, чтобы воспринять бесстрашных конструкторов из Борщаковки всерьез. А может, у тех не хватило грошей на достойную взятку. И Д-14 отправился в небытие вслед за «ублюдком». Потом встрепенулась Одесса. С 2009 года там мечтало о небе некое КБ «ЮМИК АЭРОСПЕЙС». Конструировало беспилотники, самолеты бизнес-класса, а также специальное оборудования для ветрогенераторов. Ну, а где ветрогенераторы, там, конечно, буквально рукой подать и до современной боевой авиации. Без тени сомнения одесситы взялись за создание чисто украинского легкого учебно-боевого штурмовика. Очевидно, с намеком на будущий успех у зарубежных покупателей обозначили его латинскими буквами — SM-33. Сулили, что грозный двухместный SM-33 будет способен взлетать с грунтовых аэродромов с травяным покрытием, благодаря «высоким летным характеристикам, дублированию систем управления, надежности конструкции», даст возможность проводить как подготовку летного состава, так и эффективно решать боевые задачи штурмовой авиации. Увы, и одесситам украинские генералы не поверили, грошей не дали. Мечта осталась на бумаге. Видимо, обидевшись на Киев, в 2014 году творцы ветрогенераторов тайно переехали в отплывший к России Севастополь. Оборудование с прежнего места работы перевезли окольными путями, через Белоруссию. Тем дело с учебно-боевым штурмовиком и завершилось. Раз так нескладно выходит с собственно украинским боевым самолетом, может быть, стоит привлечь зарубежных партнеров? В 2005 году Петр Порошенко, занимавший в ту пору сравнительно скромный пост главы Совета национальной безопасности и обороны Украины, это и предложил. Выступая на Львовском авиаремонтном заводе, он пообещал местному персоналу в ближайшей перспективе организовать у них в цехах лицензионное производство шведского штурмовика четвертого поколения Jas-39 Gripen, сравнительно недавно, в 1997 году поступившего на вооружение ВВС своей страны. Если бы вышло — Повітряні Сили получили бы действительно могучее подкрепление. Потому что это на самом деле настоящая многофункциональная машина. Аббревиатура JAS так и расшифровывается: Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик. Но получиться у Киева и это никак не могло — Jas-39 Gripen стоит дорого, как все по-настоящему хорошее. Вон, Бразилия реализовала вариант, который снился Порошенко. В 2014 году она закупила у Стокгольма 36 «Грипенов» с обязательством фирмы Saab реинвестировать 100% стоимости сделки в бразильскую экономику и организаций сборки самолетов в Бразилии. Обошлось это латиноамериканцам в 5,4 миллиарда долларов. Почти по полторы сотни миллионов «зеленых» за каждую машину! Поэтому то, что сумели богатеющие бразильцы улыбнулось нищающим украинцам.
Нет-нет, некое шевеление в этой области ни на миг не прекращается. В 2017 году украинские СМИ сообщили, что киевские авиаконструкторы уже разработали эскизы предварительного проекта истребителя «Легкий боевой самолет» (ЛБС). Экспертам новостной и аналитической группы по вопросам обороны Quwa удалось даже выяснить некоторые детали. Как утверждают в Quwa, задуманный Киевом истребитель будет похож на российский МиГ-29. Собирать намереваются как из украинских, так и из импортных комплектующих. ЛБС, планируется, оснастят запорожскими двигателями АИ-322Ф и украинской электроникой. А бортовую РЛС конструкторы собираются попросить у Израиля. Ведь, как считают зарубежные эксперты, израильская РЛС Elta 2052 с активной фазированной антенной решеткой хорошо подходит как раз для планера размером с МиГ-29. А не будет достаточного финансирования — нечего и рассуждать о прочих проблемах реализации смелой идеи. Так считает, например, американское издание The National Interest. В 2017 году оно весьма скептически оценило перспективы реализации замысла украинского ЛБС. В частности, по поводу уже созданного в Киеве эскизного проекта истребителя опрошенный National Interest вице-президент консалтинговой фирмы по авиакосмическим вопросам Ричард Абулафия заявил: «Это что-то вроде игривого рисунка от руки, какие любит рисовать мой сын». И далее: «Время покажет, какой истребитель получится у Украины — если его вообще построят».
Источник Вернуться назад |