Главная > Новини / Економіка та фінанси > Налоговая триада: зачем объединять ЕСВ, НДФЛ и военный сбор
Налоговая триада: зачем объединять ЕСВ, НДФЛ и военный сбор8-02-2020, 13:00 |
Maanimo разбирался, каким образом это планируют осуществить, а также стоит ли применять подобную практику в целом. Недавно председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины Данил Гетманцев сообщил, что в рамках налоговой реформы, которую власти планируют провести в текущем году, в нашей стране могут объединить три налога: единый социальный взнос (ЕСВ), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный сбор (ВС). Он также уточнил, что при этом ставку такого консолидированного налога могут снизить. Хотя не указал, какой может быть ставка в процентном отношении. Снижение ЕСВ дало позитивные результаты И действительно, такое большое снижение ЕСВ дало свои положительные результаты: часть «черных» зарплат успешно вывели из тени, и немалое количество украинских граждан, которые являются наемными работниками, стало получать официальные доходы. И это позитивный аспект, потому что физлица работают не только на своего хозяина, но и на свою достойную пенсию, отчисляя средства в Пенсионный фонд. нелегальна зарплата Что будет с консолидированной ставкой Нужно, и практика такого объединения есть. Именно такое мнение в комментарии для maanimo выразил эксперт по налоговой политике Вячеслав Черкашин. «Идея эта не нова. Об этом говорилось в экспертной среде еще 5-6 лет назад. Сегодня, несмотря на успехи, связанные со снижением в 2015 году ставки ЕСВ, в тени находятся зарплаты наемных работников на огромную сумму в 200 млрд грн. И наша задача – «отбелить» их как можно быстрее. Я думаю, что такая консолидированная ставка (ЕСВ+НДФЛ+ВС) должна быть не более 20-25%. Тогда эффект будет положительный. Если же мы примем за основу ставку, например, в размере 40-41%, то ничего хорошего из такой затеи не выйдет». С ним солидарен и директор Института социально-экономических трансформаций Илья Несходовский, который уверяет, что подобная система работает в США и демонстрирует свой эффект. Поступления в бюджет сильно сократятся Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков, адвокат Тарас Коваль считает, что Верховная Рада Украины компетентна проработать этот вопрос на законодательном уровне. Проблема заключается в другом – стоит ли это вообще делать. Эксперт признается, что не понимает цели объединения налогов и снижения консолидированной ставки по ним. Если все-таки народные депутаты решаться на запуск такого налога, то потери бюджета при этом очевидны: последние 10 лет НДФЛ выровнялся по объемам поступлений с налогом на прибыль предприятий и стал бюджетообразующим. То же самое Коваль говорит о ЕСВ – его и так достаточно снизили в 2015 году. «Да, это сыграло свою положительную роль в «отбелении» зарплат, но сегодня Пенсионный Фонд Украины испытывает большую нехватку денежных средств на выплату пенсий нашим согражданам. Зачем спиливать эту «золотую ветку», зная прекрасно, что такое может закончиться плачевно?» - отмечает эксперт.
Он также говорит, что к реформаторам ЕСВ у него всегда был один и тот же вопрос: существующая система этого взноса в Украине предполагает плату на социальное и пенсионное обеспечение тех, за кого платят или кто платит. «Если от нее хотим отказаться, почему бы государству не вернуть в процессе такого реформирования уже уплаченные взносы? Внятного ответа на этот вопрос мне пока не удалось услышать. Также, очевидно, что в таком случае из статьи №1 Конституции Украины стоило бы убрать в процессе реформирования ЕСВ первое слово из словосочетания «социальное государство». Хотим ли мы строить социальное государство? Поэтому, может быть, спорным и неоднозначным является недавнее заявление министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофея Милованова о том, что он предлагает обсудить тему отмены ЕСВ как такового. Правда, министр предлагает компенсировать эту отмену за счет увеличения размеров налога на недвижимость и другие активы. В этом случае, конечно, все нужно просчитывать и оговаривать. В то же время опыт развитых западных стран показывает нам обратную картину – рост налоговых ставок и расширение базы налогообложения, также как и увеличение количества самих налогов. Вернуться назад |