Главная > Новини / Аналітика > Святой Николай, Дед Мороз или Санта-Клаус. Кто из них настоящий волшебник?

Святой Николай, Дед Мороз или Санта-Клаус. Кто из них настоящий волшебник?


29-12-2020, 20:00

Есть вопросы, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Один из них звучит так: "Кто выполняет функцию главного дарителя подарков в новогодние праздники?". Вариантов ответа как минимум три.

Это может быть популярный в Украине святой Николай, американо-европейский Санта-Клаус или же Дед Мороз, которому в последние годы все чаще припоминают его советское прошлое.

Разбираемся в главных отличиях между этими персонажами.


Святой Николай. Прародитель Санты

Любой ребенок может ответить на вопрос, откуда к нам приходит Санта-Клаус – с Северного полюса. Однако на самом деле исторический путь этого доброго волшебника длиннее и фантастичнее его ежегодного кругосветного путешествия.

Прародитель современного Санты родился в Средиземном море (на территории современной Турции) во времена Римской империи. Им был епископ города Миры, более известный сейчас как святой Николай.

"В отличие от некоторых христианских святых, которых почитают и помнят немногие благочестивые люди, Николай прославляется как религиозными, так и нерелигиозными людьми. Его влияние выходит за пределы стен церкви и за пределы страниц церковной истории", - отметил в комментарии DW профессор Адам Инглиш, заведующий кафедрой религии и философии Кэмпбеллского университета, США.

Святого Николая за его добрые дела любили и почитали еще при жизни. Одна из самых популярных историй гласит, что он спас семью разорившегося купца, который, не имея возможности обеспечить своим дочерям приданое (без этого они не могли выйти замуж), решил отправить девушек на заработки – заниматься проституцией.

Николай услышал об их тяжелом положении и однажды ночью тайно подбросил купцу в окно мешочки с золотом, что помогло бедному главе семейства не только выдать дочерей замуж, но и восстановить свое благополучие.

В некоторых версиях этой истории говорится, что золото попало либо в чулки, либо в обувь, которая  сушилась у камина, отсюда и пришла традиция класть подарки для детей в специальные рождественские носки.

Есть еще один рассказ – менее популярный и более жуткий. Однажды Николай вошел в гостиницу, хозяин которой убил трех мальчиков и замариновал их расчлененные тела в подвальных бочках. Святой воскресил ребятишек, после чего его стали считать покровителем детей.

По мере того как популярность святого Николая распространилась по всей Европе в годы после его смерти, начала появляться традиция дарения подарков в ночь на 6 декабря (предполагается, что именно в этот день умер епископ).

Презенты для детей приносит святой, одетый в церковную одежду, включая митру (головной убор епископа) и посох. Его сопровождают ангелы и крампусы – что-то вроде злых волосатых дьяволов, которые угрожают избить или похитить непослушных детей.

Часто дети оставляют письма святому Николаю и морковь или траву для его ослика, на котором, как считается, он передвигается.

Сегодня этот праздник остается популярным, особенно в некоторых частях северной Европы и немецкоязычных регионах. Католическая церковь отмечает День памяти святого Николая 6 декабря, а православные христиане – 19 декабря.


Как образ святого Николая трансформировался в Санта-Клауса

С началом протестантской реформации (1500-е годы) почитание святых стало считаться идолопоклонством, ввиду чего практика празднования Дня святого Николая пришла в упадок. Но не во всех странах. В Нидерландах, где святой был известен как Синтерклаас, эта традиция продолжилась.

Чуть позже, в XVII веке, голландские колонисты принесли историю о добром дарителе подарков в американские колонии. Там англоязычные колонисты стали называть Синтерклааса популярным сегодня Санта-Клаусом.

Руку к созданию узнаваемого нами сегодня образа Санта-Клауса приложили поэты и писатели, которые стремились сделать Рождество семейным праздником.

Например, в книге Вашингтона Ирвинга "История Нью-Йорка, рассказанная Дидрихом Никербокером" (1809 г.) рождественский волшебник был изображен курящим трубку и парящим над крышами в летающем фургоне, на котором он доставляет подарки хорошим девочкам и мальчикам.

В 1822 году после появления стихотворения Клемента Кларк Мура "Визит святого Николая" даритель подарков обзавелся оленями, а к началу ХХ века он полностью сменил свою церковную одежу на красный меховой костюм и начал спускаться по дымоходам в канун Рождества.

Утвердившись в Америке, Санта проделал что-то вроде обратной миграции в Европу, приняв, однако, местные имена. К примеру, в Финляндии он известен как Йоулупукки, в Италии подарки детям приносит Баббо Натале, в Германии – Вайнахтсман, в  Грузии – Товлис Бабуа, в Португалии – Пай Наталь и так далее.

Считается, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе (или на крайнем севере Скандинавии) и передвигается на санях, запряженных оленями. Для того чтобы вовремя собрать и доставить подарки, у него есть помощники – эльфы.


Дед Мороз и его советское прошлое

В советское время Рождество как церковный праздник оказалось под запретом, ввиду чего почитаемому святому Николаю пришлось искать "замену". Ею стал мифологический персонаж, известный сейчас как Дед Мороз.

Как и в случае с американо-европейским Санта-Клаусом, образ Деда Мороза утвердился благодаря писателям и поэтам. И произошло это задолго до того, как этот волшебник стал завсегдатаем новогодних празднований в СССР.

Литературным родителем Деда Мороза считается Владимир Одоевский, который в своем рассказе "Мороз Иванович" (1840 г.) написал о "седом-седом" старике, который "живет в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега". 

Правда, этот образ лишь немногим напоминал привычного нам сейчас волшебника: созданный Одоевским персонаж не делал подарков, не приходил к детям, а также не был привязан к Новому году или Рождеству. Видимо, поэтому долгое время Мороз Иванович и елка с Новым годом существовали по отдельности.

После революции 1917 года в связи с активным отвержением "буржуазных и религиозных" рождественских традиций Дед Мороз тоже попал в немилость, а в 1928 году он и вовсе был объявлен "союзником священника и кулака".

Тем не менее полностью "отменить" Рождество коммунистам не удавалось, поэтому в 1930-х годах Дед Мороз был реабилитирован. Первый официальный выход в свет старика с белой бородой в красной шубе, сопровождаемого внучкой Снегурочкой, состоялся в январе 1937 года на новогоднем празднике в московском Доме Союзов.

Чтобы не придавать праздникам религиозное значение, в отличие от своего коллеги Санта-Клауса, советский волшебник приносил подарки не на Рождество, а на Новый год.

Санта и Дед Мороз кажутся похожими, но на самом деле у них много отличий. Последний ездит не на оленях, а на тройке лошадей. Кроме этого, Санта носит короткую шубку-курточку с ремнем и штаны красного цвета, а Дед Мороз отдает предпочтение длинной шубе (красного, синего или белого цветов) и валенкам.

Дед Мороз остается популярным новогодним персонажем в некоторых странах постсоветского пространства. В Украине в последние годы он все реже появляется на новогодних праздниках, а результаты прошлогоднего соцопроса социологической группы "Рейтинг" свидетельствуют о том, что в Деда Мороза верят лишь 31% украинцев. В же время половина опрошенных заявила, что верит в святого Николая.

Вернуться назад