Главная > Новини / Аналітика > Признание украинских водительских прав и отмена разрешений на въезд в ЕС: что означает транспортный безвиз для Украины

Признание украинских водительских прав и отмена разрешений на въезд в ЕС: что означает транспортный безвиз для Украины


30-06-2022, 18:00

29 июня Украина и Европейский союз подписали Соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом, неофициально названное «транспортным безвизом». Об этом сообщили в Министерстве инфраструктуры Украины, назвав данное соглашение «еще одним шагом к фактическому членству в ЕС». Переговоры о нем велись с осени прошлого года.

Соглашение отменяет необходимость получения украинскими перевозчиками соответствующих разрешений для осуществления двусторонних транзитных перевозок в страны ЕС и помогает избежать остановки экспорта украинской продукции через автомобильные пункты пропуска.

Так, соглашение также предусматривает:

  • Принятие мер по упрощению признания водительских документов. Теперь Украина и ЕС освобождают владельцев водительских прав, выданных одной из сторон, от требования иметь международное водительское удостоверение.
  • Срок сделки составляет 1 год с возможностью пролонгации и временно вступает в силу с дня подписания – 29 июня. На постоянной основе Соглашение заработает по завершении всех ратификационных процедур.

Данное соглашение в совокупности с решением ЕС об отмене таможенных пошлин и тарифов на украинские товары в теории должны стать хорошей поддержкой украинского бизнеса в войну, поскольку они помогут ему сэкономить большие средства и позволят на льготных условиях войти на европейские рынки.

Отметим, что в первый месяц войны в Мининфтраструктуры смогли договориться о временной отмене разрешений на грузоперевозки с 12 странами ЕС (Австрия, Венгрия, Италия, Латвия, Эстония, Болгария, Германия, Дания, Литва, Румыния, Греция и Словакия). Нынешнее решение значительно упрощает перевозки.


Зона свободной торговли не работала, как ожидалось

С момента подписания Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 г. количество грузоперевозок автомобильным транспортом между странами ЕС и Украиной увеличилось на 42%.

В то же время количество разрешений на международные перевозки в отдельные страны не только не увеличивалось, но даже сокращалось, что ощутимо уменьшало прибыль украинской экономики. Так, по подсчетам Немецко-украинской торгово-промышленной палаты, с 2018 г. из-за сокращения количества разрешений Украина потеряла около 500 млн евро прибыли. Предполагается, что данное соглашение решит возникшую проблему на период его действия.


Что ожидает перевозчиков?

Эксперты отмечают, что цены на логистические услуги вследствие подписания соглашения начнут падать, но бизнес почувствует это не сразу.

По словам директора логистической компании УВК Евгения Навроцкого, из-за войны в транспортной отрасли Украины образовался дефицит водителей, часть грузовиков логистических компаний простаивает. Одновременно с этим, стоимость горючего для автомобилей выросла на 55%, по сравнению с прошлым годом, а недостаточная пропускная способность КПП замедляет скорость передвижения через границу.

Отметим, что проблемы с долгим стоянием фур на границе из-за бумажного документооборота частично могут решиться благодаря введению электронных накладных с 1 июля. Если Украину присоединят к международной системе обмена таможенной информацией NCTS, это может позволить фурам проходить таможенное оформление фактически за минуты.

Вместе с тем транспортный безвиз поможет сдержать резкий рост стоимости перевозок, который случается в конце каждого года, поскольку нехватки разрешений больше не будет.

Подчеркнем, что и само решение В ЕС приняли, наиболее вероятно, для упрощения вывоза агропродукции из Украины, в первую очередь – зерна. Напомним, его вывоз значительно усложнился из-за блокировки украинских портов российскими войсками и из-за минирования моря.

Если до начала полномасштабной войны Украина экспортировала в среднем 6 млн тонн зерна в месяц, большая часть которого отправлялась по морю, то сейчас железная дорога, автомобильные и речные маршруты вместе взятые могут перевозить менее 2 млн тонн продукции в месяц. Ожидается, что транспортный безвиз повысит эти показатели. То есть, увеличение транспортного потока в ЕС будет объясняться не столько отменой разрешений, сколько закрытыми портами.

Источник


Вернуться назад