Главная > Новини / Аналітика > Доплати за место. Зачем депутаты хотят изменить налог на квадратные метры
Доплати за место. Зачем депутаты хотят изменить налог на квадратные метры8-01-2023, 20:00 |
В условиях вооруженной агрессии местным бюджетам дополнительные средства критически нужны, и народные депутаты придумали, где их взять. Удастся ли громадам озолотиться благодаря новации, разбирались Vesti.ua. Финансовый рикошет агрессии Примерно половина опрошенных громад вынуждены были сокращать свои бюджеты. Поэтому появление в Верховной Раде законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс об усовершенствовании системы налогообложения местных налогов и сборов в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка" закономерно. Однако соавторы документа, народные депутаты Артем Дмитрук и Евгений Яковенко в пояснительной записке не приводят данных о сокращении местных бюджетов, а ссылаются на то, что местное самоуправление в Украине до сих пор "пребывает в стадии развития, в нем до сих пор не в полной мере отображаются рыночные условия хозяйствования... оно не обеспечивает достаточного объема поступлений в местный бюджет". В качестве примера они приводят налог на недвижимость, отличную от земельного участка. Как утверждают соавторы, за рубежом поступления от этого налога составляют основной источник доходов местных бюджетов. В Украине этого, по их мнению, не наблюдается. И вот почему: налог начисляется на площадь недвижимости; Рыночная стоимость таких квартир, в зависимости от места их расположения, может отличаться в десятки раз. Но это не учитывается, утверждают соавторы законопроекта, хотя за рубежом за базу налогообложения берется именно рыночная стоимость недвижимости. Значит, надо исправить. Налоговая справедливость Что именно предлагают сделать: исчислять налог от рыночной стоимости недвижимости: 0,2% – для жилой и 0,3% – для нежилой недвижимости; "Такой подход в налогообложении отвечает принципу справедливости налогообложения и сократит налоговую нагрузку на некоторые категории лиц", – ожидают парламентарии.
И конечно, стимулирует увеличение доходов местных бюджетов. Это в теории. На практике эксперты усомнились в эффективности предложенного. Фактор неликвидности "Цена, по которой продавец хочет продать, а покупатель – купить, очень сильно отличается. Реальные цены, по которым заключаются договоры, существенно отличаются от указываемых в объявлениях. Законопроект предусматривает, что оценку стоимости имущества будет осуществлять контролирующий орган на основании данных Госреестра имущественных прав на недвижимость или на основании оригиналов документов налогоплательщика. Все эти "или" создают широкое поле для маневра в оценке стоимости жилья и содействуют коррупции", – обращает внимание он.
Тем более что у богатых появятся возможности сократить налоговые платежи. Например, оспорить рыночную стоимость имущества – оценку можно провести весьма по-разному, и оценщики нередко идут навстречу заказчикам. Также плательщик сможет предоставить налоговой соглашение о покупке недвижимости или другие документы. А если недвижимость была куплена 30 лет тому назад? Цены в документах были далекими от реальности. "По сути, налоговики будут решать, по каким данным оценить вашу недвижимость и сколько налогов взыскать, – подчеркивает Александр Хмелевский. – Учитывая знания и возможности богатых по решению нужных вопросов, может сложиться парадоксальная ситуация: бедные будут платить больше налогов, чем богатые. Поэтому не исключено, что такой подход приведет не к увеличению, а к сокращению поступлений в местные бюджеты".
Безопасность в цене Есть "сырость", нет продуманности При этом, ссылаясь на зарубежный опыт, следует учитывать местные особенности. Например, подчеркнул он, в Украине есть небольшие населенные пункты, преимущественно в сельской местности, где большинство населения в возрасте 50+. В таких населенных пунктах налог на недвижимость и не введен по той причине, что население, которое не в состоянии само оплатить коммунальные услуги (и делает это за счет субсидий), вряд ли сможет платить и налог с квадратного метра. Кроме того, "у нас не было фактической переписи населения, мы не знаем размещения продуктивных сил. Подводить под неизвестно что налоговую базу – мы рискуем потерять еще часть населения, тех, кто остался в Украине и пытается что-то делать для страны", опасается эксперт. Что делать с "дареным" А если жилье не приватизировано, а получено от государства – тоже возникнут проблемы, предполагает Александр Хмелевский. "Как быть пенсионерам, которые получили квартиры в центре от государства, сейчас на пенсии, хватит ли им средств на налог? И что делать, если люди не могут уплатить налог: выселять, а квартиры продавать с аукциона? Странно видеть этот законопроект во время войны, когда много домов разрушены, повреждены или в оккупации". Исходя из мнений экспертов, законопроект вряд ли решает заявленную проблему. В то же время он порождает много вопросов, которые актуальны. Действительно, как начислять налог на недвижимость в оккупации, где и за счет чего его платить беженцам и стоит ли "овчинка выделки". Вернуться назад |