Главная > Новини / Аналітика > Слово пацана. Анализ "балабановщины для молодежи" и главные пропагандистские месседжи
Слово пацана. Анализ "балабановщины для молодежи" и главные пропагандистские месседжи17-12-2023, 12:00 |
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Кино на деньги Кремля. Почти по Оруэллу
В последние недели в Украине набрал популярность российский сериал "Слово пацана" о подростковых бандах в Казани, а его саундтрек "Пыяла" возглавил мировой (!) рейтинг Shazam и украинские чарты. Instagram и TikTok заполнены одобрительными отзывами украинских пользователей. Все это вызвало возмущение в сети и даже заявление Министерства культуры, которое пообещало блокировать пиратские сайты с лентой, а также призвало блогеров и граждан не распространять продукт врага во время войны. Автор LIGA.net Дмитрий Гриниченко посмотрел все восемь эпизодов сериала и проанализировал на предмет пропаганды его цитаты и посылы, а также саундтрек, возглавивший украинские и мировые чарты. Изучил его заказчиков, производителей, дистрибьюторов и их связь с Кремлем.
В начале создания СССР еще Владимир Ленин говорил, что кино является "важнейшим из искусств". О вепонизации было упомянуто неслучайно, поскольку "Слово пацана" является ярким примером того, как в качественный кинематографический и "попсовый" продукт можно зашить ключевые месседжи актуальной и "вечной" пропаганды россиян. Не будем затрагивать моральную сторону и эмоционально-риторические вопросы о том, как это украинцы смотрят российский сериал во время экзистенциальной войны против РФ. Это уже произошло. Поэтому LIGA.net решила исследовать его производителей, проанализировать сериал, основные посылы пропаганды в нем, а также попытаться ответить на вопрос, почему украинцам так срезонировал этот продукт и какая может быть альтернатива. Объясняем сложные вещи простыми словами – подписывайся на наш YouTube
Кино на деньги Кремля. Почти по ОруэллуСериал сняла кинокомпания Toomuch Production вместе с "Национальной медийной группой Студия" при поддержке "Института развития интернета" по заказу онлайн-кинотеатра Start. По порядку разберем каждую компанию. Toomuch Production – это компания самого режиссера Жоры Крыжовникова (Андрей Першин). Зарегистрирована в 2020 году, он считается одним из основателей. "НМГ Студия" – российская медиагруппа, в которую входит известный всем телеканал СТС. Владелец – миллиардер и один из кошельков Путина Алексей Мордашов. Председателем совета директоров является Алина Кабаева, которая уже долго считается фактической женой российского диктатора. ![]() Переходим к самому интересному. Сериал снят при поддержке "Института развития интернета". Это "общественная организация", которая распределяет бюджетные средства на "патриотический контент". Одним из членов наблюдательного совета является глава RT Маргарита Симоньян и замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко. Эта организация фактически является аналогом орруэловского "министерства правды" и утверждает финансирование проектов военных пропагандистов (военкоров). Она выделяла деньги на пропагандистские ролики "Слезы Донбасса" и "Нацистские каратели" (об "Азове"), а также на "патриотическое" кино. В частности, организация поддерживала проекты, среди которых "Уехавшие, как вы там?", "Рамзан. Ахмат – Сила России", "Женщины Z", "Сделано для фронта". В 2021 году ИРИ основал "премию интернет-контента", которую после 24.02 получали пропагандисты Семен Пегов, Александр Коц, Дмитрий Стешин, Евгений Поддубный, Владлен Татарский, "Блогер" Стас Ай Как Просто и певец-пропагандист Шаман. С 2022 года ИРИ запрещено работать с "иноагентами", иметь дело с антивоенными тезисами или как-то критиковать власть. Главой совета ИРИ является заместитель руководителя аппарата российского правительства Леонид Левин, а директором – бывший главный редактор Lenta.ru и заместитель председателя управления общественных проектов АП РФ Алексей Гореславский. Последний в 2022 году заявлял, что ИРИ поддержал около 100 проектов, связанных с пропагандой войны против Украины, а потратили на них более 3 млрд рублей. Теперь о кинотеатре Start. Start был запущен в 2017 году, российский аналог Netflix. Около 50% акций владеет компания МегаФон, принадлежащая Газпромбанку и USM Holdings еще одного путинского олигарха Алишера Усманова. Режиссер сериала Жора Крыжовников стал известен после выпуска быдло-комедии "Горько", вышедшей в 2013 году и ставшей самой кассовой лентой в истории российского проката. Фильм снимался на государственные деньги, которые выделил "Фонд кино". Далее последовало продолжение "Горько" и еще одна лента об употреблении водки в промышленных масштабах "Самый лучший день", они также были сняты на деньги от "Фонда кино". В 2017 году снимает очередную часть "Елок". Финансирование то же самое. В 2018 году Крыжовников делает шаг к чему-то более серьезному и снимает достаточно качественный сатирический сериал "Звоните Ди Каприо" с "новым Безруковым" Александром Петровым. Сериал был профинансирован входящим в группу "Газпром медиа" каналом ТНТ. Далее сотрудничество с Петровым продолжается, и в 2021 году Крыжовников снимает спортивную мелодраму "Лед 2", которая очень много собрала в прокате и тоже была профинансирована российским государством. Премьера состоялась на канале "Россия-1". Отметим, что производством занималась уже упомянутая НГМ Студия. Политическая позиция режиссера. можно назвать "никакой". После начала большой войны от него не было никаких публичных высказываний об Украине о поддержке или осуждении действий Кремля. Хотя в 2016 году говорил, что если бы у него заказали снять фильм о Крыме, то он отказался бы. "Вот Вуди Аллен смог бы исследовать людей в Крыму. Без ангажированного деления героев на наших и не наших. А мы этого сделать пока точно не можем", – говорил Крыжовников тогда.
"Свой район" равняется России: цитаты и моментыСериал рассказывает о молодежных криминальных группировках Казани (столица Татарстана) конца 1980-х годов. Сценарий был основан на книге "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х годов", ее автор сам находился в одной из группировок на рубеже 1980-х – 1990-х годов и поэтому мог опираться в том числе на собственный опыт. История в сериале построена вокруг одной из таких группировок, которая "борется за место под солнцем". Просмотрев все восемь эпизодов сериала, можно сказать, что он сделан достаточно качественно. Дух времени передается аутентично — костюмы, декорации, антураж квартир и других помещений, песни "Ласкового мая", пиратские видеокассеты с американскими боевиками и фильмами о боевых искусствах. Операторская работа, игра актеров и режиссура тоже на уровне. Следует обратить внимание на большое количество насилия, которое, по нашему мнению, в первых четырех сериях снято очень "картонно". То есть драк очень много, но они не выглядят натуралистическими и жестокими, которыми, например, их умеет показывать мировой мастодонт криминального жанра Мартин Скорсезе. В пятой серии, особенно обсуждаемой в сети, начинается откровенная "балабановщина" в стиле фильмов "Груз 200" и "Брат". Там насилие уже показано более реалистично и хтонически — сцена с отрезанием уха подростку (судя по всему, здесь Крыжовников вдохновлялся Квентином Тарантино) и изнасилование похищенной несовершеннолетней. А после этого главный герой приходит к насильникам, которых расстреливает из револьвера "Наган" (отсылка к "Брату"). ![]() Теперь к самому интересному: как российская пропаганда действует через самые яркие цитаты из сериала с описанием месседжей.
![]()
"Ритуальный" саундтрекОтдельного внимания заслуживает саундтрек "Пыяла" дуэта "Аигел", возглавивший мировой рейтинг Shazam. В титрах авторы сериала не упоминают группу, поскольку после 24.02.22 участники осудили войну и эмигрировали из РФ. Сам трек вышел еще осенью 2020 года. СПРАВКА
С татарского языка "Пыяла" переводится как "стекло", "осколок стекла", "чаша". После выхода песни и одноименного альбома солистка группы и автор песен Айгель Гайсина вспоминала протесты в Беларуси против режима Александра Лукашенко и "ситуацию" в России.Отдельным важным моментом является то, что песня исполнена на татарском языке, а Гайсина подчеркивала, что не может говорить о "родных вещах" на неродном русском языке. Также Гайсина заявляла, что песня и альбом — о "свободе и родительстве как о служении будущему, о желании человека оставить после себя любовь, передав ее детям". В самом сериале песня сопровождает самые мрачные и "чернушные" сцены. И здесь можно заметить яркий пример, как роспроп умеет использовать в своих интересах любой продукт независимо от его смысла и посыла (уже упомянутая в начале вепонизация). Несмотря на то, что песня якобы о любви – с точки зрения эстетики сериала и сцен – звучит и резонирует сопровождение с характерной шаманской ритмикой и повторениями. Эмоциональный эффект, направленный на зрителя, срабатывает благодаря сочетанию музыки и сценического кадра. В этом случае ритуальность вовсе не случайна. Так, например, украинский языковед Лариса Масенко утверждала, что одной из заметных черт тоталитарного "новояза" и идеологической пропаганды является ее ритуальный характер. Итак, сочетание "ритуальности" и монотонности песни с мрачными сценами буквально "застревает" в сознании, приводя к прокручиванию соответствующих кадров и образов в воображении. При просмотре сериала можно убедиться в этом лично. Наверное, для неподготовленного зрителя это будет иметь более сильный эффект. Почему сериал смотрят украинцы. И что с этим делатьГлавной причиной возмущения популярностью "Слова пацана" в украинской сети было наличие более качественных западных криминальных лент. Мол, зачем смотреть российский сериал, когда есть "Крестный отец", "Славные парни", "Казино", "Неприкасамые", "Сопрано", "Лицо со шрамом" и многие другие примеры. Ответ на самом деле лежит на поверхности. Украина 70 лет прожила под советским режимом, а поэтому подобные "казанскому феномену" явления имели место и в наших городах. Самым ярким примером являются банды "Бегунов", которые орудовали в Кривом Роге в 1985-1995 годах. Речь идет о группировках подростков, устраивавших настоящие войны между районами. Название происходило из-за того, что бег был тактикой боя — участники банд бежали группой, бросали гранаты, использовали оружие и просто сносили все на своем пути. Всего за это время в криминальных беспорядках погибли около 30 и были ранены более 1 500 детей. По некоторым данным, погибших было около 300. Группировки избрали своим гимном песню "Белые розы" группы "Ласковый май", у них была своя "философия", субкультура и иерархия. Ничего не напоминает? Вопрос риторический. Итак, история о подростках-бандитах просто больше резонирует у украинцев, потому что имела место в истории страны и бьет в нерв. Поэтому украинским зрителям, особенно из индустриальных городов, ближе ассоциировать себя с персонажами "Слова пацана", чем с Майклом Корлеоне, Тони Сопрано и Тони Монтана, какими бы крутыми эти персонажи ни были на экране. Поскольку многие зрители выросли именно в условном спальном районе Кривого Рога, а не в итальянском квартале Нью-Йорка и могли видеть архетипы и эстетику "Слова пацана" вживую. Можно согласиться с тезисом об аморальности потребления и публичного восхищения российскими продуктами на деньги Кремля во время войны. С нравственной точки зрения. Но, к сожалению, в современном космополитическом мире конкуренции культурная идентичность часто размывается, и за неимением отечественной альтернативы люди смотрят "Слово пацана", хотя, как уже было упомянуто, такие истории имели место и в Украине. Что делать? Снимать качественные и именно попсовые сериалы и фильмы о тех же криворожских "Бегунах". Можно поблагодарить Олега Сенцова за х/ф "Носорог", который был яркой рефлексией на 1990-е годы в Украине с метафорой об "исповеди" главного героя, но "Носорог" – это артхаус, а речь идет о необходимости именно продукта для массового потребителя, который так же будут органично разгонять блоггеры через TikTok и Instagram. Министерству культуры следует выделять средства налогоплательщиков не только на "Скажене весілля", "рагуль-комедии" об Александре Поворознюке и фильмы, которые пытаются компенсировать отсутствие сценария и бездарную постановку "патриотичностью темы", но и на кинопродукты, которые действительно будут резонировать среди украинцев, в частности у молодежи. Талантливые режиссеры, сценаристы и продюсеры в Украине есть, опыт последних лет, на протяжении которых вышло немало хороших лент, это доказывает. Очень хотелось бы апеллировать только к моральной стороне вопроса. Но речь идет об эффективности, поскольку многие поклонники "Слова пацана" найдут массу аргументов в пользу этого сериала, если их начнут упрекать в аморальности, а многие просто проигнорируют любые претензии в свой адрес. Наиболее ярким примером является история, когда военный написал, что его побратим восхищается этим сериалом. Никто не призывает пытаться "переплюнуть Голливуд", это невозможно. Но делать свой качественный продукт о чувствительных и резонирующих темах украинской истории жизненно необходимо. Вся база и возможности для этого есть. Поэтому только альтернатива – своя, качественная, аутентичная. Иначе эта история повторится еще множество раз. Не будет условного украинского "Слова Бегуна", в топах будет оставаться "Слово пацана". Поскольку природа, как известно, не терпит пустоты. Особенно дикая. Вернуться назад |