Главная > Новини / Економіка та фінанси > Фармацевтический рынок в турбулентности: почему правительство не может укротить ни аптеки, ни производителей
Фармацевтический рынок в турбулентности: почему правительство не может укротить ни аптеки, ни производителейУчора, 16:00 |
Четыре месяца назад государство начало регулировать цены на лекарства и запретило маркетинговые услуги. Как это повлияло на фармацевтический рынок? В марте представитель фармацевтической компании "Дарница" Екатерина Загорий утверждала, что крупнейшие производители лекарств объединились для противодействия аптекам. К тому времени конфликт на фармрынке длился уже полгода. "Происходит "броуновское движение", где уже никто не понимает, кто на какой стороне стоит. Все друг на друга нападают и пробуют навести какие-то порядки. Производители отстаивают свою позицию, аптеки - свою, дистрибьюторы - свою, у каждого из них своя правда и свои интересы", - говорила тогда Загорий. От конфликта страдали покупатели, ведь цены на лекарства неуклонно росли. В той ситуации власть задекларировала снижение цен, ограничив уровень наценки и запретив маркетинговые услуги. Потерять от таких решений должны были бы аптеки. Четыре месяца спустя стало очевидно, что "Дарнице" не удалось уменьшить влияние аптек, а власти начали высказывать претензии уже самим производителям. Почему Зеленский поручил урегулировать цены на лекарства В начале 2025 года фармрынок оказался в центре скандала. Президент на заседании СНБО поднял вопрос о резком повышении цен на лекарства. С 1 марта Кабмин заставил аптеки добавлять не более 35% к цене препарата, дистрибьюторов - до 8%. Однако самым главным решением был запрет маркетинговых услуг. По словам Загорий, закон - на стороне аптек, потому что лекарства можно продавать только там.
За последние пять лет маркетинговые услуги стали едва ли не главным источником заработка аптек, а для производителей - основным способом увеличения продаж. Стоимость этих услуг росла, а вместе с ней росли цены. В Минздраве говорили, что в 2025 году маркетинговые сборы были не услугой, а условием захода лекарств в ритейл. Читайте также: Особый пациент. Почему президента возмутили цены в аптеках? Это стало поводом для государственного вмешательства. Логика проста: если убрать маркетинговые наценки, то стоимость лекарств можно снизить. "До 1 марта мы закладывали в цену право стоять на полке и дальше на эту цену были еще наценки. Поэтому с запретом маркетинга цена на лекарства точно изменится", - говорила Загорий. Правительство планировало установить четкие правила для маркетинговых услуг, чтобы уменьшить зависимость производителей от них. Основным стейкхолдером, который лоббировал правительственную регуляцию рынка, был один из крупнейших производителей страны - завод "Дарница". "Предприятие планировало ежегодно повышать продажи на 10%. Эту задачу ставили аптекам, где даже продавали их препараты за бесценок, чтобы выполнить план. Рано или поздно эта система должна была дать трещину", - говорит собеседник ЭП в правительстве. Этой трещиной стали собственные торговые марки (СТМ) аптек - препараты, которые аптека производит на мощностях фармакологического предприятия под собственным брендом и продает в своих сетях, вытесняя с рынка других производителей. "В 2024 году "Дарница" начала пересогласовывать маркетинговые договоры и поняла, что доля СТМ доходит до 40% ассортимента завода. Там начали бить тревогу, потому что это грозит полной заменой производителя", - говорит собеседник ЭП на рынке. Читайте также: Мартовские иды*: как Зеленский делал лекарства дешевле Источники ЭП на фармрынке и в правительстве утверждают, что вытеснение "Дарницы" и других производителей собственными торговыми марками аптек обострило ситуацию в отрасли. Загорий не опровергает этот тезис и отмечает, что в условиях доминирования аптек на рынке СТМ угрожают всем производителям: "Аптеки используют мелких производителей, которые готовы работать на контрактных условиях без публичности и гарантий качества. Вместо "Цитрамона-Дарница" предлагают продукцию "Лубныфарма" или "Монфарма". Что с ценами После принятия постановления о снижении стоимости лекарств министр здравоохранения Виктор Ляшко отчитался об удешевлении 100 популярных препаратов на 30%. В то же время производители, аптекари, дистрибьюторы и чиновники под руководством заместителя главы Офиса президента Ирины Верещук начали обсуждать причины роста цен и искать пути решения проблемы. Параллельно с этим Министерство здравоохранения разрабатывало постановление об унормировании маркетинговых платежей. На этих совещаниях звучали претензии и относительно высоких цен на большую часть препаратов. Так, цены на лекарства "Дарницы", "Фармака" и Киевского витаминного завода, которые не входят в топ-100, либо не снизились вовсе, либо снижение было минимальным. "Это произошло из-за ожидания возвращения маркетинга и, как результат, более высокой цены производства. Кроме того, производители не очень хотят обнародовать информацию о том, сколько они платили за маркетинг", - говорит собеседник ЭП в правительстве. Загорий из "Дарницы" соглашается, что цены снизились не на все препараты. Вместе с этим она утверждает, что контроль за ними находится в руках аптек. "Мониторинг онлайн-цен в пяти ведущих сетях аптек показал, что на некоторые препараты "Дарницы" наценка достигала 40-53%, а на отдельные - 60-76%. То есть некоторые сети, похоже, решили компенсировать свои недополученные прибыли по топ-100 повышенными ценами на препараты, которые не вошли в эту категорию", - говорит Загорий. Читайте также: Еще одним камнем в сторону производителей стало использование некоторыми из них скрытых маркетинговых услуг. Они оплачиваются через дочерние иностранные юридические лица сетей аптек и производителей или под видом обучения фармацевтов. Двое собеседников ЭП на фармрынке и источник во власти подтвердили существование "серых" маркетинговых договоров после 1 марта. По словам источника, спецслужбы подготовили Зеленскому справку, что маркетинговые услуги платятся "в серую". Этот вопрос также поднимала Верещук на встречах с производителями и аптеками. ЭП обращалась в Минздрав, СНБО и МВД с вопросом, фиксировали ли они с 1 марта факты нарушения запрета "маркетинга". Все ответили, что контроль или привлечение к ответственности за такие нарушения не входит в их компетенцию. Доля маркетинга В рабочем варианте было два предложения восстановления "маркетинга". Первая - ограничить маркетинговые платежи 12% от общего объема продаж препаратов аптеками за прошлый год. Эта позиция устраивает аптеки. Вторая - ограничить маркетинг 12% для безрецептурных препаратов и 3% - для рецептурных к ценам производителя. Это предложение прозвучало от Минздрава. Оно менее выгодно для аптек, потому что доля продаж безрецептурных лекарств составляет лишь 40%. Постановление должны были принять в начале июля, но к нему возникли вопросы у Минюста. Там говорят, что определение процента маркетинга - не в компетенции Кабмина. Новое предложение согласовывают с Государственной регуляторной службой. По словам чиновников, конечное постановление будет отличаться от первоначального. Претензии к аптекам Запрет маркетинговых платежей может повлиять на доступность лекарств, в частности в прифронтовых регионах, отмечают аптекари. Мол, если обрезать значительную часть заработка, которую составляют маркетинговые платежи, аптеки начнут закрывать. Собеседники ЭП во власти отвечают на это обвинением аптек в недоплате налогов. По их словам, аптечные сети часто платят фармацевтам минимальную зарплату (до 9 тыс. грн), а неофициально доплачивают еще 20-25 тыс. грн. Неофициальная часть зарплаты является вознаграждением за продвижение препаратов, которую заказал производитель, говорят собеседники ЭП во власти. В комментарии для ЭП директор сети аптек "911" Юлия Клименюк не отрицает существование выплат фармацевтам за продвижение, но отметила, что эти выплаты осуществляет производитель, а не аптека. "Если взять суммы бонусов фармацевтам и предположить, что сеть имеет пять тысяч сотрудников, то ежемесячно 50 миллионов гривен выплачиваются "в серую". За них государство могло бы открыть аптеки возле фронта", - говорит собеседник ЭП в правительстве. Читайте также: Тарас Коляда, "Подорожник": В маленьких городах скоро может не остаться аптек Еще одной проблемой называют нехватку фармацевтов, из-за чего в аптеках часто работают неквалифицированные сотрудники. Правительство планирует изменить лицензионные требования, чтобы аптеки регистрировали всех фармацевтических работников в электронной системе здравоохранения. Это может привести к уменьшению количества точек продаж. Чиновники отмечают, что аптеки, заменяя производителей, часто продают под видом лекарств не лекарственные средства, а иногда даже заменяют действующие вещества. "У меня был прописан диклофенак, а мне в аптеке предложили гепариновую мазь, потому что план продаж. Это если бы, например, тебе надо было ногу ампутировать, а тебе продают мазь и говорят, что нога сама отпадет", - говорит собеседник ЭП. Источники ЭП отмечают, что у государства пока нет полномочий проводить контрольные закупки препаратов, чтобы выявлять такие нарушения. Что дальше Выглядит так, что "Дарница" и производители, которые поддержали протест против аптек, проигрывают. Из-за войны с ними "Дарница" могла потерять 30% продаж. Другие производители занимают долю "Дарницы" в ожидании возвращения маркетинговых договоров. Например, крупный производитель лекарств Farmak открыто не поддержал "Дарницу" и даже призвал правительство ускорить восстановление маркетинга. Читайте также: Война за рынок: почему сети аптек против покупки Tabletki.ua "Киевстаром" "Маркетинг является неотъемлемой составляющей рыночных отношений в любой отрасли, поэтому запрет маркетинга является нерыночным подходом. Мы призываем правительство ускорить принятие порядка предоставления маркетинговых услуг", - отметили в Farmak. Другие крупные производители лекарств - "Интерхим", "Биофарма", "Артериум", "Лубныфарм" и "Юрия-фарм" - на запрос ЭП не ответили.
Вернуться назад |