Главная > Новини / Інтерв'ю > Разговор с вожаком царей

Разговор с вожаком царей


1-01-2016, 12:00

В старом Одесском цирке – новое представление. Со дня Святого Николая и практически до старого Нового года юных зрителей, их родителей, да и всех любителей непростого и виртуозного циркового искусства, будут радовать номера разнообразной цирковой программы с Дедом Морозом, Снегурочкой и даже… Зорро.

 

Да, да! В манеже мастерство высшей школы верховой езды на своем коне покажет он, таинственный мститель, одним ударом хлыста умеющий гасить свечи. А уже в другом номере он же, то есть артист Алексей Спектор, теперь одетый в элегантный европейский костюм, под сопровождение Мирей Матье живо управится с группой уже маленьких коней-пони.

А вот и акробаты на качелях Дидыки буквально влетают под цирковой купол!

Они – акробатический ансамбль «Энергия» – обладатели Гран-при в Монте-Карло, столь же энергично выступают в другом номере, жонглируя булавами.

Под стать им в мастерстве и Алексей Косе, показывающий в своем номере чудеса жонглирования большим кубом.

«Браво!», – кричат им и другим мастерам цирка благодарные зрители разного возраста, буквально отбивая себе ладоши продолжительными аплодисментами. И ждут главного…

Вот и наступает черед гвоздевого номера программы: поднимается капроновая сеть и цирк слышит: «Аттракцион «Цари африканской саванны!».

В манеже – семерка красавцев. Семь взрослых самцов-львов, работать с которыми выходят Вероника и Алексей Пинко. Около получаса длилось их партнерство и противостояние с царями зверей, в ходе которого львы и через горящий обруч прыгали, и по жердочке ходили, и даже «ковриком» для людей служили…

Номер включает практически все классические трюки дрессуры. Он легок в восприятии и смотрится на одном дыхании. А оно иногда у зрителей и замирает. Особенно, когда Андрей свою голову кладет в пасть одному из гривастых «котов». При этом на лице дрессировщика полное спокойствие и непринужденная улыбка. Вот это – да!

На следующий день до начала представления нам удалось поговорить. Не со львами, конечно, а с их «львиным авторитетом» – Алексеем Пинко.

 

– В цирковом мире хорошо известна фамилия дрессировщиков Запашных. Классикой звучит имя Ирины Бугримовой… Вы с супругой продолжаете династию, ее родоначальники или укротители львов, которые «гуляют в манеже сами по себе»?

 

– Можно сказать, что мы – первое звено в нашей династии, надеемся, что ее продолжит наша дочь. Я никогда не болел цирком, занимался профессионально тяжелой атлетикой.

В цирк пришел совершенно случайно. До него чем только ни занимался: спортом, частной охраной, бизнесом. Товарищ предложил мне в 1994 году попробовать себя в номере воздушных гимнастов. Попробовал – получилось. Зацепился – и пошло, стало получаться. Но номер распался… Так что, в целом цирку посвятил 21 год, а дрессурой занимаюсь 12 лет.

До работы в цирке любил животных. Я перешел в ассистенты к дрессировщику Забелкину, работал несколько лет. У него в смешанном номере с тиграми работали львы – самцы.

Не могу сказать, что я перенял его манеру дрессуры – у каждого она своя. Но кое-что почерпнул у ученика знаменитой Ирины Бугримовой Бирюкова, у укротителей Шевченко, у Павленко. Школа дрессуры, которую я постигал, одна из лучших в мире, а все эти артисты – виртуозы нашего дела, их и считаю своими учителями.

Но подражать мы с супругой никому не собираемся! В нашем номере задействованы я, моя жена Вероника, которая стала дрессировщицей тоже после работы в номере воздушных гимнастов. Она играет роль такой ласковой мамы, я – строгого папы. Она их балует: «Ути-пути, ули-люли!». А я работаю на контрасте. В репетициях нам помогают дочь и трое ассистентов – всего нас шестеро.

 

– И получается, что на каждого из вас – «простых» людей – приходится по одному взрослому «царю»…

 

– Не совсем так. Мы пошли по очень тяжелому пути: стали работать с самыми упрямыми и мощными кошачьими хищниками. У нас в номере работают взрослые половозрелые львы, которым по 10 -12 лет. В среднем же в неволе «цари» зверей живут лет по 20-22.

А начинался наш аттракцион всего лишь с двух львов, через пару месяцев взяли третьего, затем – еще двоих. Животные действительно наши питомцы с детства. Их приходится покупать, а из дикой природы львят не берем! Это раньше дрессировщики могли подбирать себе для аттракциона зверей, привезенных из зоопарков, по их способностям. Трусливых или агрессивных возвращали назад. У нас же способности воспитанников и их характер проявляются в процессе работы с ними. Берем-то маленькими «котятами». Бывает, что и нам зверей приходится возвращать в зоопарки. Причем, в любом возрасте. Если лев проявляет агрессию, то его отправляем на заслуженный отдых.

У нас сейчас всего одиннадцать львов, но на манеж выходят семеро. Еще один, в принципе, мог бы выходить на представлениях, однако тут мы сталкиваемся с тем, что наши львы все разного возраста. Молодого ввести в готовый номер совсем не просто! Кто-то его принимает, а кто-то – нет, и пытается обидеть. Начинается притирка их характеров, вводить нового артиста в номер надо постепенно. Представляете, что может быть, если вся группа на него накинется? Вот мы и готовим восьмого таким образом, чтобы его не травмировали.

Это многомесячный, изнурительный и очень сложный труд.

 

– Характер, повадки и способности настоящих действующих артистов знаете досконально…

 

– А как же! Из тех, кто уже работает на манеже, младшему, Торри, шесть лет. Но он выглядит как старший: самый крупный, самый лохматый, с черной гривой. У нас есть и

11-летний лев, но в сравнении с остальными, он похож на подростка – такой вот уродился. Как и у людей: не всегда ведь внешний вид человека соответствует его возрасту!

 

– Это вы ему подкладываете свою голову в пасть?

 

– Да, самому «мелкому». Но у него тоже вес – килограммов 170! Он на контрасте с остальными кажется небольшим. Самый старший из этой группы – Цезарь. Ему уже 13-й год. Он – лидер. Но во время работы на манеже вожак я. Иначе львы не будут подчиняться! Их силой ведь не возьмешь, тут нужен характер и сила духа!

 

– Как находите общий язык и характер с таким кошачьими?

 

– Это совсем не просто, поскольку мы работаем со львами без применения к ним медикаментозного или хирургического воздействий. Никто их не колет, когти не удаляет и не кастрирует. Если львы выходят на манеж флегматичными, такими себе «заласканными», то зрители могут подумать, что их чем– то напичкали. Это полнейшая глупость! У нас на всем постсоветском пространстве дрессировщики подобным не занимаются. Такие уникумы есть в Европе. Даже несмотря на их законы о защите животных.

Существует определенный стандартный набор трюков. Каждый дрессировщик идет к ним по-разному. Кто-то прикормом, кто-то перекрытием свободы передвижения. У нас – вкусо-поощрительный метод. Это не мое изобретение: показал льву что делать, на прикорм его вытянул, он сделал– получил угощение. Если собака это может сделать достаточно быстро, то львы – властные животные и заставить их сделать что-то очень сложно. Цари зверей не привыкли подчиняться. С ними надо только договариваться!

 

– На каком же языке?

 

– Только нам и им известном: языке жестов и команд. Но их только одними командами не заставишь что-то делать. У нас ведь один из самых опасных жанров циркового искусства – дрессура крупных кошачьих хищников, которые могут впасть в агрессию. А тут уж начинается рефлекторное поведение: львы сразу раздуваются, как одуванчик, поднимают гриву, глаза становятся из карих – зелеными.

Но бывает, что они сами предлагают почти готовый номер. Тот же уход с манежа Цезарь мне сам предложил: как-то в репетиции я его отправляю домой, а он отвлекся на что-то.

Я его несколько раз отправлял, пока не подошел и не подхватил под задние лапы. Получился трюк. И ему это никакого дискомфорта не приносит, он делает это со всем звериным удовольствием.

А еще у нас работает Бонифаций – такой себе «пионер», готовый исполнять любой номер. Его даже приходится сдерживать.

Есть и Геркулес – он самый маленький. С ним я танцую вальс. Между прочим, один из самых опаснейших трюков, когда лев кладет мне на плечи лапы и голову. Геркулесу я настолько доверяю, что в его пасть и голову кладу. Он у нас еще и на воздушных качелях катается. Но, к сожалению, в условиях Одесского цирка этот трюк невозможно показать.

Не развернуться.

 

– Как вы настраиваетесь на это каждый раз: быть лидером среди царей зверей?

 

– Мы доводим номер до автоматизма. Конечно же, волнение всегда есть: как сегодня примет зритель, как поведут себя львы? У них ведь все тоже не так и просто: кто-то не выспался, кто-то просто не в настроении, а кого-то зритель заинтересовал или раздражает…

Вот Цезарь. Кажется очень агрессивным, но ведет себя, как артист, у него такая манера подачи себя, но сам он очень добрый лев. На репетициях я с ним общаюсь, он трется, как кошка…

 

– Хороша «кошка»… А за хвост тянете какую «киску»?

 

– Льва по кличке Рэм. Ему восемь лет – зверь среднего львиного возраста. Риск, конечно, есть.

Обезопасить в нашем случае можно только зрителей капроновой сеткой, а в прежние времена – клеткой…

 

– За годы работы с этим номером, зрители каких городов могли его видеть?

 

– Мы два с половиной года готовили аттракцион, а потом за десять лет выступали во всех стационарных цирках России, в Азербайджане, Грузии, Риге, Кишиневе, Гомеле.

В Одессе гастролируем уже второй раз: первый – полтора года назад. И зрители, и мы, и наши звери гастролями остались довольны. Ведь работаем для людей. Надеемся, что и в этот раз пребывание в Одессе будет успешным.

 

– До 10 января включительно вы выступаете в Одессе. А потом? Домой-то когда?..

 

– После выступлений здесь отправляемся в столицу – в Киев. А домой – в Харьков – попадем еще не скоро. Такая жизнь у цирковых – на колесах. Вот и день рождения Вероники совпал в этот раз с началом гастролей в Одессе.

 

Алексей взял сигарету из пачки и закурил. Наш разговор с человеком удивительной профессии на том и завершился. Пора было готовиться к очередному раунду разговора на понятном ему и им языке с царями зверей, входить в образ вожака.

Через час на весь старый 135-летний Одесский цирк должен прозвучать голос шпрех-шталмейстера: « Сегодня на арене аттракцион «Цари африканской саванны». Дрессировщики – Вероника и Алексей Пинко!».

И они выйдут на манеж цирка к зрителям с «львиным семейством». Потому, что цирк – их судьба и профессия. А цирк своих зрителей никогда не забудет, потому что цирк своих зрителей любит. И ждет!


Вернуться назад