Главная > Новини / Історія та суспільство > Баба Утя, Попандопуло, дядя Зяма. И Ося с Кисой — тоже здесь (газета)

Баба Утя, Попандопуло, дядя Зяма. И Ося с Кисой — тоже здесь (газета)


7-01-2016, 16:00

Каждое время и каждая эпоха по-разному «отмечается» на улицах города. Самым ярким элементом в этом смысле становятся памятники. Их сносят, переносят, возвращают из небытия, восстанавливают…

 

«Картинка» дня

И вот новая «картинка» дня: последние два десятилетия на улицах Одессы поселилось… нечто. Это не памятники, потому «нечто», о котором мы ведем речь, не стационарно и не открывается торжественным перерезанием ленточки; это и не манекены — в привычном нашем понимании. Но они существуют, и стали даже неким подобием памятников, потому что по утрам их выносят на одно и то же место, рядом с ними фотографируются, о них рассказывают гостям города экскурсоводы, а вечером (за редким исключением) уносят в помещение. По большому счету, эти куклы-гиганты (ну а как их иначе еще назовешь?!) служат все той же всесильной рекламе.

Что ж, совершим и мы экскурсию по местам обитания уличных кукол — довольно увлекательную, смею надеяться.

Киса и Ося… Эти персонажи (продукт нашего одесского литературного братства Ильфа и Петрова) — Остап Бендер и Ипполит Матвеевич Воробьянинов — «прописались» в Горсаду у ресторана. Между тем, они легкие, хотя и кажутся сотворенными из бронзы. Это куклы, которых каждое утро выставляют у ресторана, а на ночь убирают, и они, пожалуй, и есть самый наглядный «эпохальный» одесский пример того, как можно сотворить нечто памятникоподобное, потому что даже многие одесситы считают, что наши Киса и Ося «вросли» в асфальт. Ничуть не бывало!

Знаменитая, как и Кинг-Конг у входа в Луна-парк, Баба Утя… Ну тут уже мало кто сомневается, что висящая Утя — это кукла. Она, кстати, много лет висит над входом в Музей восковых фигур, вызывая неоднозначное отношение одесситов и гостей города. Примета этого «памятника», то есть, куклы: ее время от времени переодевают. Даже порой в костюм Санта-Клауса, который «бабе» уж никак не подобает. Порой, особенно к Новому году, Утю (как и в этом году) облачают даже в меха. Ну или их подобие. Постоянным остается тот факт, что Баба Утя висит, сбоку на нее лучше не смотреть, особенно при порывах ветра, и она по-прежнему пытается поднести ко рту чашку с кофе. Что же до упомянутого Кинг-Конга, то он огромен, ужасающ и знаменит тем, что его тоже постоянно переодевают. Особенно «интересен» он в костюме Деда Мороза: «кошмарик» еще тот!

 

Дамы с вениками и развеселый Попандопуло

Рядом с памятником Утесову на Дерибасовской теперь появился новый персонаж. И тоже кукла, которую порой принимают даже за живую скульптуру (тоже примета времени, кстати!). Это Попандопуло при «полном параде» — улыбающийся и очень-очень позитивный, он теперь радует проходящих, которым приятно сфоткаться рядом с «историческим героем» — кстати, без преувеличения, чисто одесским. Кто знает, как бы сложилась судьба этого литературного персонажа, если бы блистательный Водяной не воплотил его образ и на экране, и на сцене!

Попандопуло очень красочен, верен себе и вселяет оптимизм. А что может быть важнее для всех нас?

Привлечь к себе внимание красочностью и оптимизмом — это и есть задача, которую ставят перед собой придумщики подобных штучек. Вот, к примеру, весной на углу улиц Гаванной и Ланжероновской появились красочные дамы. В количестве семи «человек» и тоже в полный рост. Правда, с вениками вместо рук.

Некоторые одесситы даже собственное авто останавливали, чтобы выйти и убедиться, что у них со зрением все в порядке. Как оказалось, это масленичные чучела, которые простояли положенное время — и исчезли, теперь, вероятно, появятся к следующей Масленице.

 

Висим, летаем, ползаем!

Одесские уличные куклы вовсе не всегда стоят или (как Бабая Утя) висят. Они летают, лазают и даже пытаются взлететь, как это мы отметили на улице Пушкинской. Там целая кукольная история получилась: кто-то на дерево залезает, кто-то на гирлянде повис, кого-то из кукольной братии почему-то потянуло к проводам.

Чем еще хороши уличные куклы, так это удивительной способностью появляться на наших улицах совершенно внезапно. Вот, к примеру, «человек» с шапочкой-плафоном, изогнувшийся в поклоне перед одним из кафе. Причем так изогнулся, что фраза «Чего изволите?» всплывает в памяти сама собой. Это «памятник-приглашальщик», которому придали «одесскости», вывесив на его груди табличку с фразой «Ой, шо Вы начинаете? Заходите, все узнаете». Когда темнеет, на голове у нашего персонажа загорается лампочка на шапочке. В общем, трудится «парень».

Или вот еще — из внезапного. Вот идешь себе по улице, никого не трогаешь, и вдруг… «Вдруг» — это нечто с огромными зубами. Чудовище вида настолько ужасного, что и не передать! Одно слово — страшилка. Да еще и довольно странное, потому как оно себя… фотографирует. То есть, новомодным селфи занимается. Впрочем, если приглядеться, это еще одна новейшая наша кукла, появившаяся в центре города, на углу Пушкинской и Большой Арнаутской, тоже всего лишь исполняет рекламную роль, но это уже детали. Эту любительницу селфи будут переодевать и натягивать все новые маски на то место, которое, надо полагать, называется лицом.

 

Маман, что в вашем половнике?

А вот совсем недавно в Одессе-маме появился памятник… Маман. Маман изображена в виде пышной, слегка озабоченной женщины. Что характерно — с половником в руке. Хозяева заведения, рядом с которым появилась эта «куколка», утверждают, что в половник нужно положить денежку — на удачу и везение. Маман словно озабочена проблемой: «Шо мы сегодня будем готовить на обед?». Такое впечатление, что это памятник всем одесским дамам, извечно решающим вопрос семейного обеда.

Куклы-казачки (у магазинов с сувенирами), куклы-пекари (у магазинов с домашней выпечкой), кукла-Швейк у пивного бара, куклы, куклы — яркие образы того или иного события, направления заведения, перед которым они установлены, а то и праздника… Они стали приметой времени, их и в самом деле частенько путают с памятниками, о них рассказывают друзьям, возле них назначают свидания. Милейшие «штучки», которые все чаще стали появляться в городе! Они и удивляют, и вызывают споры, но, главное, все же поднимают настроение.

Ну а самый, на мой взгляд, любопытный «персонаж» — это все же дядя Сема (по другим «данным» — Зяма), который торгует газированной водой с сиропом по 4 копейки из советских граненых стаканов на фоне сигарет и папирос того же периода. Он стал истинным притягивающим украшением постоянно действующей ярмарки на Дерибасовской.

Увы, дядю Сему-Зяму не уберегли: недавно пришлось убедиться, что кукле сломали «руки». Будем надеяться, что их восстановят, ведь в том-то и прелесть всех этих новых одесских штучек, что они легко восстанавливаются, переносятся с места на место, отлично поддаются переодеваниям и смене имиджа.

Уверена, новые персонажи — уже на подходе, и не удивляйтесь, если, выходя утром из ворот, вы вдруг обнаружите, что рядом с вашим домом возник новый «памятник», которого еще вчера вечером не было. Равно как не поражайтесь и тому, что он вдруг исчез и теперь «установлен» совсем в другой точке города: «работа» у наших кукол-гигантов такая!


Вернуться назад