Вы, вероятно, и сами отметили: во многих дворах в исторической части города встречаются ниши. Пустующие. Оказывается, во всех этих нишах когда-то были скульптуры — разные, теперь, увы, уже и не установишь, какие именно. Памятники исчезли, ниши остались, словно задали всем нам неразрешимую загадку… Много таких загадок хранят старые одесские дворики.
А вот работая над материалом о внутридворовых одесских скульптурах, который публиковался в газете «Слово», мы тогда еще не знали, что старый одесский двор на ул. Нежинской по счастливой случайности сохранил в своих нишах три скульптуры. Впрочем, вначале о самом доме. Вот уж, в самом деле, еще одна загадка, о которой мы постараемся вам рассказать.
Дом на Нежинской, 30 (бывший доходный) — одно из самых нарядных, пожалуй, зданий на этой улице. Тут тебе и великолепие лицевого фасада, и прочие красивости, которые пощадило время. Это теперь памятник архитектуры местного значения, смешение архитектурных стилей. Дом построен в 1890 году по проекту Льва Влодека. В чем же загадка старого дома? А вы посмотрите на фасад — сами поймете. Под фронтоном читаем «О. С. Щербаков» (причем знак «ъ», обязательный по орфографическим правилам тех лет, почему-то отсутствует) а слева от въезда во двор, сохранилась мраморная табличка «Х.Б. Михельсона». Кто же был хозяином на самом деле?
Кроме того, одесским краеведам известен владелец не О.С. Щербаков, а О.Е. Щербаков — Осип Ефимович Щербаков, которому принадлежала фабрика бетонных, мозаичных, цветных и паркетных плиток. То есть, получается, что или в надписи сразу две ошибки, или речь идет о ком-то другом. Да и с датами постройки дома у краеведов существуют многие и многие разногласия.
Что же до двух фамилий, внесших путаницу в ответе на вопрос, кто именно являлся хозяином дома, то нам встретилась информация, что между 1907 и 1908 годами Щербаков продает дом Михаилу Борисовичу Михельсону. Казалось бы, одной загадкой меньше? Но ведь инициалы на сохранившейся табличке совсем иные — Х.Б. Михельсон.
Издание «Архитектура Одессы» по этому поводу делает предположение: «Вероятно, Х.Б. Михельсон был братом Михаила Борисовича Михельсона, но по какой причине его имя присутствует на фасаде здания, которым он никогда не владел — неясно».
Те же , кто сегодня живет в этом доме, ответ на эту загадку, в общем, не ищут. В разговоре с нами одна из старожилов двора, одесситка Ирина, например, сказала, что жители дома считают так: Михельсон этот дом построил, а Щербаков им владел. Кстати, она же поведала, что, вскрывая во время ремонта старые полы, обнаружила «клад» — коробку спичек, датированную 1878 годом…
Но сколько бы загадок ни задавал нам этот сохранившийся дом, в нем, прежде всего, стоит побывать. Его «внешний вид» — фасад — и в самом деле очень привлекателен, но найдите время и загляните вовнутрь. Там современность тесно переплелась с прошлым, и каждое окно, смотрящее во внутрь двора, благодаря отделке, имеет свое лицо.
И, наконец, о главном — о трех скульптурах, чудом сохранившихся в полуциркульных нишах. Они расположены одна над другой. Как мы уже упоминали, подобные ниши сохранились во многих старых домах Одессы. Скульптуры, расположенные в них, обычно копировали античные. Но вот именно дом на Нежинской, о котором мы рассказываем, стал и в этом смысле исключением. Скульптуры, установленные здесь, это вовсе не античные боги, не герои мифов. Это — обычные люди. И мы и сегодня можем полюбоваться «памятниками» двух гимназистам, крестьянину и, как сообщают многие издания, рабочему.
Впрочем, рабочему ли? Вглядитесь повнимательней. Одежда третьего персонажа — никак не облачение рабочего того времени. Кто же это? Врач? Учитель? Литератор? Увы, однозначного ответа на этот вопрос нет. Посему мы и можем порой прочесть о третьем «памятнике» как о «человеке неизвестной профессии». Что ж, тут самое время самому проявить фантазию, а заодно и возрадоваться, что наша коллекция внутридворовых скульптур и памятников пополнилась еще тремя достойнейшими экспонатами.