Апелляционный суд Одесской области отменил решение Приморского районного суда Одессы от 16 марта, согласно которому НБУ получал право взыскать с Леонида Климова задолженность по стабкредиту Имэксбанка на 300 млн грн, проценты и пеню (9,85 млн грн), а также судебный сбор (4,65 млн грн).
Как сообщалось ранее, стабилизационный кредит Имэксбанк получил 28 ноября 2014 года, а уже с 27 мая 2015-го у банка отозвали лицензию. Леонид Климов поручался перед НБУ по этому кредиту всем своим имуществом. 13 октября 2015 года он получил от НБУ требование об уплате задолженности, но не заплатил. «Приморский районный суд Одессы отстоял нарушенные интересы государства, вернув средства в госбюджет, а также интересы пострадавших кредиторов Имэксбанка», – заявлял тогда суд.
Однако судьи апелляционной инстанции решили, что народный депутат ничего не должен НБУ. В ст. 559 Гражданского кодекса говорится, что поручительство прекращается после окончания срока, указанного в договоре. Если такой срок не установлен, поручительство теряет силу, если кредитор в течение шести месяцев от дня наступления срока выполнения основного обязательства не предъявит требования к поручителю. При этом день начала процедуры ликвидации банка считается наступлением срока выполнения всех денежных обязательств банка. Поэтому с 27 мая 2015-го НБУ получил право предъявить требования.
НБУ подал требование к Леониду Климову в течение этого шестимесячного срока (13 октября), но поскольку поручитель его не выполнил, НБУ подал в суд – 6 января 2016-го. А вот эта дата уже не вошла в указанный шестимесячный срок.
В Нацбанке отказались пояснить, каким образом так получилось, что они проиграли спор, но уже обжаловали это судебное решение.
Даже если НБУ выиграет кассацию, не факт, что у поручителя найдутся средства в требуемом объеме для возврата долгов. «Решение суда, если оно будет в пользу кредиторов, должно быть выполнено. Здесь все зависит от наличия у должников (поручителей) средств и имущества, за счет которого возможно осуществить такое исполнение. Законодательство предусматривает наличие такой поруки, но реально взыскать средства по такому договору достаточно сложно», – отмечает партнер адвокатского объединения «СК Групп» Юлия Курило.