Многие отмечают, что современная политическая эпоха не производит крупных фигур соизмеримых с политиками прошлого. Фидель Кастро, безусловно, был соизмерим с этими титанами прошлого и сам был выходцем из той, давно ушедшей эпохи.
Мы невольно стали свидетелями того, как доживает последний титан прошлого, сильно переживший свою эпоху, как медленно уходит созданная им утопия.
Вспоминая о Фиделе нельзя не упомянуть его антипод - Че Гевару, оба они легендарные герои кубинской революции. Но между ними существует целая пропасть реальности.
Че Гевара, ближайший соратник Фиделя, состоялся как чистый PR образ, созданный политтехнологами бренд, призванный противостоять живому и настоящему Фиделю в медийном пространстве. Че красуется на кружках, календарях, майках и обложках, потеснив оттуда Чарли Чаплина с Микки Маусом. Образ Че Гевары - революционера призван канализировать молодежный протест во благо капитала. Ибо отныне революции происходят только ради того, чтобы стабилизировать капитал, вопреки ожиданиям Маркса и Ленина.
Фидель же создал, как ему казалось, заповедник реальности. Кастро сохранял на Кубе инфраструктуру, оборудование и машины пятидесятых годов XX-го века, не только из-за принципа реальности, но ещё и потому, что всё это является наивысшим достижением социального развития по меркам XIX-го века.
В осуществлении этого проекта, как и в сохранении верности принципу реальности, фиделевская Куба даёт сто очков форы Советскому Союзу, которого сгубил не «Беловежский заговор», а зачарованность советских людей виртуализацией собственной жизни со стороны медиа.