Наш еженедельник в начале года уже рассказывал о находке одесских ученых. Тогда речь шла о так называемой шайке — доске конца позапрошлого века, на которой доставлялся наверх добываемый для строительства города камень-ракушечник. Рады сообщить, что исследователи катакомб раскрыли еще одну подземную тайну — конечно же, нашу, чисто одесскую.
Каждая городская каменоломня (она же — катакомба, как называют ее горные инженеры) четко фиксируется. Известный исследователь одесских катакомб, заведующий подземным геологическим музеем ОНУ им. Мечникова Константин Пронин показывал мне эти карты. И оказывается, обстоит тут все далеко не так просто.
— Каждая каменоломня во времена их активных разработок существовала обычно недолго, месяцев десять: камень вырезался — и она прекращала свое существование. А вот сама подземная полость, которую мы и называем катакомбой, оставалась. И получается, что на сегодняшний день, спустя много лет, случаются сюрпризы: обнаруживаются новые, доселе неизвестные каменоломни, — рассказывает Константин Пронин.
Такую вот неизвестную катакомбу и обнаружили совсем недавно, в районе Аркадии, одесские исследователи подземелий.
К-100 — такое официальное «имя» дали ученые обнаруженной юбилейной сотой катакомбе (каменоломне), и теперь она займет свое достойное место на картах одесских каменоломен.
— Обнаружена она была, в общем, случайно, мы лишь догадывались о ее существовании по некоторым «приметам». Данная каменоломня была закрыта в 1899 году, то есть, она окончила свое существование как шахта для добычи строительного камня, и с тех пор здесь, как говорится, не ступала нога человека, — рассказывает Константин Пронин.
Для исследования доселе неизвестной подземной «местности» использовался специальный аппарат-«телевизор». Ну а потом туда уже спустились и исследователи-маркшейдеры. Первым в подземелье попал сын Константина Пронина — горный инженер Вадим Пронин.
Кстати, как отмечает Константин Пронин, установлению дат открытия и закрытия работ в каменоломнях, впрочем, как и более детальному исследованию одесских катакомб, очень помогают настенные отметки, которые было принято делать работающими в одесских подземельях. На представленных Константином Прониным фотографиях они отлично видны. И отметим, настенные надписи в наших одесских подземельях, это совершенно отдельная тема — любопытная, занимательная, а иногда и служащая некой исторической подсказкой.
Но и это еще не все. В обнаруженной, сотой по счету, каменоломне были найдены два раритета, которые немало порадовали исследователей.
Первый раритет юбилейной катакомбы напрямую связан с досками-шайками, на которых поднимался добытый камень (на таких досках, кстати, часто опускали и самих рабочих в каменоломни). Так вот, на сей раз здесь (впервые!) был обнаружен тяжелый металлический крюк, который крепился к таким шайкам.
— Возраст крюка — не позднее 1898 года. Это было установлено по дате, когда начала работать шахта. Нам известно, что она прекратила свое существование в 1899 году, — рассказывает Константин Пронин.
Кроме того, в этой же сотой каменоломне была обнаружена и металлическая часть топора из того же далекого времени.
Обнаружили исследователи и еще одну «штучку»: это прекрасно сохранившаяся с тех времен (вот же качество!) обертка от пачки папиросной бумаги. Как видите на фото, она не просто сохранилась, но на ней можно отлично прочитать и все надписи, даже узнать тот факт, что такая пачка вмещала в себя 75 папиросных «бумажек».
Константин Пронин рассказал, что обнаруживший раритеты маркшейдер Вадим Пронин передал оба дара одесских подземелий — крюк и топор из позапрошлого века — расположенному на Молдаванке музею катакомб «Тайны подземной Одессы», где они, после очистки и «приведения в порядок», станут теперь достойными экспонатами, которыми смогут любоваться одесситы и гости города.
Кстати, напомним, недавно Приказами Министерства культуры Украины «Каменоломни Молдаванки, 1850-1880 гг.», вместе с «Подземным ходом Воронцовского дворца, 1826 г.» и «Старинной каменоломней Карантинной балки, 1811-1814 гг.» внесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.