Время, прошедшее после первого рассмотрения вопроса о Тарутинский степи, и анализ многих документов, Законодательства Украины позволил сделать выводы относительно необоснованности нынешних претензий Минобороны на территорию так называемого Тарутинского военного полигона.
Ученые-экологи утверждают: у представителей Минобороны нет никаких документов государства Украина на земельные участки на так называемом Тарутинском полигоне. Они не имеют документов ни на владение, ни на пользование этими землями. А право распоряжаться этими землями им вообще и принадлежать не могло.
Военными не были осуществлены хоть какие-нибудь меры по оформлению права пользования этой территорией с 1945 года. В 2004 году они от полигона полностью отказались, о чем было сообщено в письме Минобороны 2012 года.
Поэтому использование ими земель на бывшем Тарутинском полигоне является чистой воды рейдерским захватом территории.
По Закону Украины «Об использовании земель обороны», если военные захотят на закрепленных за ними землях выращивать сельскохозяйственную продукцию, они должны получить на это согласие местной администрации. Но в администрацию Тарутинского района они не обращались вообще. Если бы обратились, им бы сообщили о наличии на данной территории заказника.
Постановлением Хозяйственного суда Одесской области 12 декабря 2016 г. частному предприятию «ШАНС-2016» и любым другим лицам запрещено совершать действия по распашке земель Тарутинского общевойскового полигона на территории Веселодолинского сельского совета Тарутинского района Одесской области, которые входят в состав ландшафтного заказника местного значения «Тарутинская степь».
Но, несмотря на постановление, распашка степи продолжалась, и сейчас нарушители действующего законодательства Украины планируют осуществить действия по посеву и выращиванию сельскохозяйственных культур на территории заказника «Тарутинская степь».
В настоящее время в Хозяйственном суде Одесской области продолжается рассмотрение дела о нарушении действующего законодательства Украины путем распашки объекта природно-заповедного фонда Украины.
Происходящие события продемонстрировали полное отсутствие со стороны структур Минобороны информированности в экологических вопросах, желания соблюдать действующее законодательство Украины и нести ответственность за его нарушение. Даже после того, как ученые объяснили ценность данного участка сотрудникам Минобороны (10.11.2016), распашка степи продолжалось. Она была временно прекращена лишь тогда, когда за настоянию директора НПП «Тузловские лиманы» И.Т.Русева было проведено выездное заседание Одесской ОГА с осуществлением точной фиксации границ распаханных участков Одесским институтом землеустройства (19.12.2016 г.). Но и после вынесения Одесским хозяйственным судом постановления о прекращении любых работ по распашке Тарутинской степи вспашка продолжилась.
На так называемом бывшем Тарутинском полигоне представителями Минобороны Украины было нарушено и продолжает нарушаться действующее законодательство Украины. Об этом свидетельствуют некоторые моменты, изложенные ниже.
1. В соответствии со ст.77 Земельного кодекса Украины, землями обороны признаются участки, предоставленные для осуществления соответствующей деятельности. Минобороны и не скрывает, что территория так называемого бывшего Тарутинского полигона для профессионального использования (как полигона для военных учений) структурам Министерства обороны Украины не нужна. Она им нужна для выращивания сельскохозяйственных культур. Кстати, вообще выглядит странным, что при создании объекта ПЗФ обоснование природной ценности территории является обязательным, а при использовании территории в другом направлении - такое обоснование необходимым не является. Это недопустимо и является проблемой развития современной Украины, в том числе и в отношении действий Минобороны Украины.
2. В соответствии с той же ст.77 Земельного кодекса Украины, землями обороны признаются участки, предоставленные учреждениям, организациям, предприятиям «в установленном порядке». Но Минобороны никаких действий по получению земель полигона «в установленном порядке» за весь период существования полигона (с 1946 г. по 2004 г.) не осуществило. И поэтому каких-либо документально подтвержденных прав на территорию так называемого бывшего военного полигона со стороны каких-либо структур Министерства обороны не существует. В противном случае материалы были бы предоставлены в суд, который принял решение о прекращении распашки степи. Единственными документами, на которые ссылаются представители Министерства обороны, является Постановление Совета народных комиссаров СССР от 18 декабря 1945 и Постановление Измаильского областного исполнительного комитета и Бюро обкома КП(б)У от 12 февраля 1946 о выделении земли для организации окружного полигона.
3. Представители Минобороны путают три составляющие права собственности на землю в современной Украине: согласно ст. 78 Земельного кодекса, право собственности на землю - это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Минобороны (от имени Государства Украина) могло бы владеть и пользоваться участками (если бы оформило их в порядке, определенном действующим законодательством), а распоряжаться участками оно все равно бы не смогло.
Поэтому, если кто-то хочет владеть и пользоваться земельными участками, надо обратиться к распорядителю этих земель, чего представителями Минобороны сделано не было.
4. Вопреки отсутствию каких-либо прав на территорию, представители Минобороны имеют большое желание распоряжаться ею, а это находится за пределами их полномочий. Именно реализация этого желания и была продемонстрирована при беспрецедентной распашке заповедной территории, что фактически является рейдерским захватом земель.
5. Оказалось, что в желании достичь поставленной цели, представители юридических служб Минобороны игнорируют и нарушают некоторые законы Украины, в частности Закон «О природно-заповедном фонде Украины», занимаются фальсификацией (учитывают одну часть предложения или абзаца статьи Закона, а следующую - не учитывают).
6. Даже если Минобороны имело бы какие-то права на эту территорию (гипотетически), в таком случае его представители сами нарушили собственный основной закон «Об использовании земель обороны», ст. 4 которого четко требует от военных частей согласования с органами местного самоуправления или местными органами исполнительной власти своего желания выращивать сельскохозяйственные культуры даже на землях, предоставленных им в постоянное пользование.
В противовес Министерству обороны органы местной власти и местного самоуправления Тарутинского района Одесской области осуществили определенные действия по установлению фактического состава этих земель. Так, когда военная часть на полигоне прекратила деятельность, и полигон стал «бесхозным», они обратились в Минобороны за разъяснениями. В ответ на письмо председателя Одесской областной государственной администрации С. Р. Гриневецкого и.о. директора департамента капитального строительства и управления фондами Минобороны Украины С.К. Велижанский 29.04.2004 г. пишет, что «в соответствии с организационными мероприятиями по реформированию Вооруженных сил Украины указанный полигон подлежит расформированию, использование его земель для боевой подготовки войск в дальнейшем не планируется ...». 22.03.2012 г. заместитель Министра обороны Украины Д. Л. Пляцук на имя заместителя Министра экологии и природных ресурсов предоставляет перечень ликвидируемых полигонов и статистическую информацию о соответствующих земельных участках, где под №1 указан «общевойсковой полигон «Тарутинский» (военная часть А1366) с точным местоположением: 68544 с. Веселая Долина Тарутинский р-н, Одесская обл. Именно на основе этих сведений Тарутинская районная администрация провела инвентаризацию земель бывшего военного полигона и начала ими распоряжаться. Но Минобороны упорно считает, что Тарутинская райадминистрация «нарушает закон и превышает свои полномочия».
Исходя из всего сказанного, вполне понятно, что если украинское общество действительно хочет сохранить Тарутинскую степь, то ей следует признать, что военных к этой территории нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Нельзя давать какие-либо права на природоохранную территорию тем, кто не знает и не хочет знать, что такое охрана природы и может, согласно собственной профессиональной деятельности, только уничтожать ландшафты, и к тому же не придерживается собственных обещаний.
В связи с этим, учитывая сложившуюся ситуацию, а также достаточно долгий процесс создания отдельного национального парка и трудности, с этим связанные, и было предложено присоединить ценные участки Тарутинской степи к национальному природному парку «Тузловские лиманы», создав на этих землях Тарутинское отделения НПП. Это позволит успешно осуществлять различные проекты, направленные на развитие местных общин Тарутинского района.