Фонд госимущества Украины решился выставлять объекты, подлежащие приватизации, на продажу через специальный портал электронных закупок ProZorro. В Одесской области к приватизации определены все морские порты и Украинское Дунайское пароходство, а также еще почти два десятка предприятий.
«Такая инициативность Фонда неспроста. Ведь буквально накануне премьер-министр предложил руководству ведомства второй раз за три месяца уволиться. Из-за неэффективной работы», — отмечает депутат Одесского областного совета Виктор Баранский.
Видимо, все это заставляет Фонд Госимущества крутиться, «как уж на сковородке» и выискивать для приватизации объекты, которые пока даже не внесены в список таковых. Примечательно, что еще в 2016 году министерство инфраструктуры планировало получать прибыль от портов, сдавая их в аренду. «Теперь политика изменилась? «Сделка века» будоражит умы чиновников миллионными поступлениями в дырявый бюджет страны? Но зачем продавать порты сейчас, в условиях системного кризиса? Возникает большой вопрос целесообразности таких действий», — считает Виктор Баранский.
Что же будет иметь местный бюджет от реализации таких «грандиозных планов»? Понятно, что в случае передачи портов в частные руки, регион сможет претендовать только на получение части налогов, но уже не сможет претендовать на получение части прибыли.
Министерству инфраструктуры и Фонду госимущества почему-то срочно необходимо выставить порты на продажу, вместо того, чтобы заниматься решением проблем, общих для отрасли. Ведь, несмотря на строительство в портах частными компаниями современных терминалов, предприятия остаются по-прежнему мало конкурентоспособными из-за высоких тарифных ставок и портовых сборов, несовершенного таможенного контроля, плохой логистики. К проблемам можно отнести и отсутствие транзита через территорию РФ из-за военного конфликта на востоке. В общем, несмотря на избыток портовых мощностей и выгодное географическое расположение, порты Украины продолжают терять грузопотоки. По данным за прошлый год, за 6 месяцев, произошло рекордное за последние три года падение объемов перевалки — на 12%.
«Горячка с продажей портов в таких условиях больше напоминает желание получить чиновниками приличный куш в свой карман, чем умелые торги с пользой для общества и государства, пусть и через систему ProZorro», - подчеркивает Виктор Баранский.
Депутат отмечает: «С момента своего основания Одесса всегда была городом-портом. Именно порт был главным градообразующим предприятием, именно с портом связаны судьбы многих поколений одесситов. В случае недальновидной приватизации от Фонда госимущества, порт может ожидать судьба Черноморского морского пароходства. И этого допустить нельзя».