Дело Мавроди прижилось в Украине
В начале двухтысячных годов в Украине, словно грибы после дождя начали появляться кредитные союзы. Принцип их работы был прост: сдавай деньги – получай проценты. Чтобы число инвесторов росло, кредитные союзы давали деньги вкладчиков в кредит нуждающимся. Процентные ставки были очень высокими, что привлекало новых клиентов. Зато и проценты по кредитам тоже были высокими.
Такой симбиоз вкладчиков и кредиторов удовлетворял обе стороны. Но высокие депозитные проценты были лишь огромной «заманухой» для доверчивых людей. Многие считали, что это реально: вложить определенную сумму и постоянно получать не меньше 30% навара. Но не учитывали тот факт, что чем выше проценты при депозитных ставках, тем выше должен быть процент по кредитам. А высокие проценты по кредитам часто приводили к тому, что заемщики не могли своевременно рассчитаться. В результате наступает период, когда кредитный союз не может выплачивать проценты по депозитам, что ведет к банкротству.
Именно по такой схеме действовал всероссийский мошенник, организатор могучей финансовой пирамиды – Мавроди. Много лет его фирма процветала, пока не прогорела, а ее создатель оказался на тюремных нарах.
Но, как говорят, дурной пример заразителен: появилось большое количество последователей в Украине. Именно у нас, особенно в Одессе, начали создаваться все новые и новые кредитные союзы. Работали они под различными брендами, но суть всех была одна – любыми способами привлечь по-больше клиентов. А привлекали потенциальных вкладчиков высокими процентами по депозитам. Примечательно и то, что все они завершили свою деятельность по одному и тому же принципу – сначала несостоятельность выплачивать проценты, а затем и отказ в возврате вкладов.
Именно по такой схеме работал один из многих кредитных союзов «Морское кредитное общество». Его реклама красовалась по всей Одессе и в других городах. И вдруг в городе исчезли красочные плакаты, на которых бравый моряк с привлекательной улыбкой предлагал всем стать членом «Морского кредитного общества». Потенциальным клиентам предлагали выгодные условия кредита и высокие ставки по депозитам. Конечно же, многих такие условия привлекали, в первую очередь на эту наживку клюнули люди пожилого возраста: каждый надеялся, что вложит гривну, а получит минимум на 30 копеек больше. И получали, пока…
«А нас суд признал банкротами»
Так однажды заявили руководители «Морского кредитного общества» своим инвесторам, то есть вкладчикам. А это значит, что союз прекращает начислять проценты по вкладам и замораживает выплату вкладов на 12 месяцев. Это было в начале 2009 года и длится до настоящего времени.
Вот так 1770 вкладчиков кредитного союза «Морское кредитное общество» лишились своих 147 миллионов гривен. Прошло восемь лет, а обворованные вкладчики все еще ведут борьбу за возврат своих кровных, но безуспешно.
В нашем правовом государстве трудно добиться справедливости, особенно в тех случаях, когда вы хотите бороться с крупными мошенниками. У них есть чем откупиться, а падкие на мзду представители власти всегда найдут способ, как оправдать своих благодетелей. В этом много раз убеждались члены инициативной группы обманутых вкладчиков кредитного союза. Председатель этой группы Тамара Шибакина и член группы Белла Сойфер рассказали мне, что они вот уже пять лет ведут борьбу за то, чтобы правоохранительные органы города и области признали руководителей кредитного союза «Морское кредитное общество» мошенниками. Однако такое обвинение, оказывается, выдвинуть не так-то легко. Мало того, следователь следственного отдела ОГУ ГУМВД Украины в одесской области Ольга Паевская 16 сентября 2014 года даже вынесла постановление в отношении должностных лиц кредитного союза «МКО» в котором обосновала, что якобы в их деяниях вообще отсутствуют уголовные правонарушения. Они, мол, явились жертвой мирового кризиса 2008 года.
А куда же девались 147 миллионов гривен обманутых вкладчиков?
Следователь почему-то не увидела того, что руководители кредитного союза подпадают по действие ст.190. ч. 4 Уголовного кодекса Украины – «Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой».
За годы следственно-судебной проволочки этого уголовного дела его «футболили» от одного следователя к другому, а конкретного результата досудебного следствия так и нет. Создается впечатление, что у мошенников от кредитных союзов есть влиятельные покровители, которые умело направляют дело по такому руслу, чтобы закрыть его, ссылаясь на давность.
А ведь у инициативной группы есть неоспоримые факты того, что правление кредитного союза сознательно вело дела так, чтобы, в конечном счете, общество признали банкротом.
– По нашему делу создано 350 томов, – рассказывает Тамара Шибакина. – Одному следователю справиться с большим объемом данных трудно, поэтому мы неоднократно обращались с просьбой к начальнику следственного управления ГУ НП в Одесской области С.Н.Пантелееву оказать помощь в работе с нашим делом старшему следователю Н.Р. Славовой. Между прочим, она очень внимательно и принципиально вела дело. Однако начальство вместо оказания ей помощи, решило передать дело кредитного союза следователю Ольге Паевской, которая, как было сказано выше, вообще в деяниях руководителей кредитного союза не нашла состава уголовного преступления.
Члены инициативной группы справедливо спрашивают следственные органы, почему они не замечают явные преступные нарушения правления кредитного союза? Почему деньги, вносимые вкладчиками на депозитные счета в кассу кредитного союза, не сдавались в банк, на расчетный счет, а использовались должностными лицами в личных целях? Не получен ответ и на вопрос, кто должен нести ответственность за то, что необоснованно была списана дебиторская задолженность по просроченным кредитным договорам на сумму более 128 миллионов гривен? Нет ответа и на то, кто виновен в уничтожении первичных финансовых документов союза?
О судьбе этих документов сложена целая детективная история. Их, как будто бы, перевозили в автомашине, но по пути документы украли, а затем сожгли. Хотя и ежу понятно, что их сознательно уничтожили, чтобы скрыть объем преступления.
Как видим, за пять лет следствия по делу о массовом ограблении вкладчиков кредитного союза «Морское кредитное общество» никакого положительного сдвига нет.