Перспективы реформирования министерства внутренних дел, наконец, обозначились. Кабмин заготовил ряд законопроектов и презентовал их народным депутатам, сотрудникам правоохранительных органов. Суть грядущих изменений в том, что МВД станет контролировать практически все силовые структуры, кроме армии: Государственную службу по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбу, Миграционную службу, Национальную гвардию. Может получиться своего рода МГБ, которое запомнилось народу еще при Сталине.
О планах по созданию Министерства государственной безопасности речь пока не шла, но по представленным законопроектам можно судить о намерении властей создать новый центр военной силы под руководством соратника Яценюка – министра внутренних дел Авакова. Судя по всему, Арсен Борисович хотел бы курировать не только угрозыск и патрульных с постовыми, но и миграционные процессы, охрану государственной границы, таможню. Весьма опасно то, что в его руках может оказаться руководство такой вооруженной структурой как Национальная гвардия, которая только год назад возродилась как самостоятельная единица и насчитывает около шестидесяти тысяч штыков, закаленных в горниле антитеррористической операции, и имеющая на вооружении не только автоматы, но и орудия с минометами, бронетехнику. В результате, в стране может возникнуть еще один центр, так сказать, военной силы, а Президент – утратит часть своих полномочий в деле обороны и безопасности государства, которые через подконтрольного министра может прибрать Яценюк. Наверняка он постарается реализовать свой план еще до местных выборов с прицелом на выборы президентские, чтобы иметь определенные рычаги влияния на ситуацию.
Удивляет поспешность, с которой «фронтовики» продвигают этот законопроект. Другой их законопроект касается преобразования нынешней милиции в полицию. Совсем недавно, когда говорилось о реформировании киевского ГАИ в патрульную службу, нас убеждали что это будет пилотный проект. И только при положительных результатах в столице этот опыт будет распространен на другие города. Но вот с перестройкой всей системы МВД наши реформаторы медлить, очевидно, не собираются. Такая спешка отчасти объясняется значительным падением рейтинга самого премьера и его Кабинета. Сразу несколько агентств практически одновременно обнародовали данные своих соцопросов, по которым Арсений Петрович явно уступает Петру Алексеевичу, и «фронтовиков» это не может не беспокоить. Должно насторожить их и то обстоятельство, что население по данным социологов сейчас намного больше доверяет армии, нежели милиции и другим правоохранительным органам, а также правительству.
Намерение «фронтовиков» сконцентрировать в своих руках практически все силовые структуры можно объяснить и приготовлениями к «гашению» массовых протестов населения против безудержного роста цен, повышению тарифов и ухудшения уровня жизни. А с другой стороны, на фоне полного бездействия в экономике правительство хочет показать нам под видом актуальных реформ замену шевронов на мундирах правоохранителей и перекраску их автомобилей.
В свое время такое уже происходило в России. Там давно вместо милиции за порядком в стране стала следить полиция. Однако случаев коррупции и нарушения прав человека меньше не стало.
На презентации своих законопроектов Аваков и Яценюк убеждали присутствовавших в том, что оцениваться работа полицейских будет по уровню доверия к ним населения, а сами служивые будут заключать контракты: вначале на два года, затем на пять лет, чтобы эти сроки не совпадали с периодами смены власти в стране. Возможно, в этом и есть смысл. Только вот контрактник обязательно захочет вовремя получать зарплату и в немалом размере, жить не в казарме, а в квартире. Вряд ли государство сможет изыскать необходимые для этого средства, хотя правительство уже пообещало выделить для шестидесяти особо важных следователей средства на зарплату в тридцать тысяч гривен каждому. Но что на это скажут остальные бюджетники и пенсионеры? Почему они должны внимать призывам затягивать пояса, тогда как другие будут за их счет роскошествовать?
«Выписанная» из Грузии заместитель министра внутренних дел Украины Э. Згуладзе сообщила, что ряд расходов на реорганизацию МВД возьмет на себя Международное Американское агентство развития. Эта организация уже давно продвигает свои проекты в Украине, финансируя вопросы трансформации нашего общества. Населению от этого пользы никакой, разве что мыслить многие стали по-американски, когда главное в жизни – это деньги. К сожалению, USAID не учит украинцев тому, как поднимать промышленность и своим трудом зарабатывать средства.
Вся полиция будет строиться по западным стандартам, провозгласила Э. Згуладзе. Это касается как подбора кадров, так и поведения сотрудников. Но ведь для начала нужно подготовить тех самых полицейских, обучить их по соответствующим программам, провести конкурсный отбор. Набирать служителей закона, по замыслу реформаторов, должны так называемые полицейские комиссии, в составе которых будут и представители общественных организаций. Но таким организациям у нас несть числа, и не факт, что в те самые комиссии войдут самые достойные из них. Об этом говорит имеющаяся практика формирования контингента для судов присяжных. Есть и другие опасения на предмет того, что «плохих» милиционеров заменят «хорошие» полицейские. А если посмотреть на грядущую в МВД реформу более широко, то трудно понять, чем будет заниматься многотысячная Национальная гвардия, как будет организована работа с населением во время чрезвычайных ситуаций. Думается, военизированными структурами должны руководить военные, а не люди, которым постоянно не хватает полномочий для ревностного служения народу. И потому они стремятся их максимально расширять…