В житиях святых можно найти описание подвигов и мучений, понесенных христианами всех времен ради славы Божией. Среди множества имен мы можем по памяти перечислить лишь некоторых. А ведь много есть таких, чьи имена остались неизвестными, иные же, по разным причинам, известны менее прочих. Или дела их недостаточно известны нашим современникам. Таков, например, апостол и евангелист Матфей, память которого мы празднуем на этой неделе, и римские мученики третьего века святой папа Сикст II и его верный диакон Лаврентий.
Апостол Матфей
Общеизвестно, что до своего призвания Матфей был мытарем – сборщиком податей, представителем самого презираемого сословия, но оставил свою благополучную жизнь и превратился в верного ученика Христа, больше не отлучаясь от Своего Учителя.
Он ходил с Ним в Галилею и Иудею, слушал проповеди и учился вере, он видел многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Он был среди тех апостолов, кто своими глазами видел, как страдал на кресте их любимый Учитель, Его крестную смерть, воскресение и вознесение на небо.
Через восемь лет после Воскресения Иисуса Христа по просьбам христиан и других апостолов именно Матфей написал первое Евангелие, из которого люди могли узнать о земной жизни и учении Спасителя.
Апостол Матфей нес благую весть во многих странах: в Македонии, Сирии, Персии, Парфии и Мидии, был в Эфиопии.
По наставлению Святого Духа апостол оказался на территории жестокого чернокожего народа, в городе Мирмены. Здесь он устроил церковь, в которой епископом стал его спутник Платон, и обратил в веру Христову некоторых туземцев.
Однажды, когда Матфей и прихожане молились Богу, неожиданно для всех Сам Господь Иисус Христос явился молящимся, дав апостолу жезл, чтобы тот водрузил его возле дверей храма.
Когда Матфей стал устанавливать жезл, вдруг на виду у всех присутствующих железная палица превратилась в дерево, на котором сразу появились ветки, листья и огромные сочные плоды. Жители этого города сразу прознали о таком чуде и стали приходить к дереву, пробовали вкусные плоды и пили чистую воду из колодца рядом с церковью. Кроме этого, все были удивлены, когда апостол стал проповедовать им Евангелие на знакомом для них языке. После таких чудес многие сразу уверовали в Иисуса Христа и крестились.
Местный правитель Фульвиан, когда узнал о произошедшем, сильно рассердился и приказал четырем стражникам схватить и доставить к нему возмутителя их спокойствия. Когда воины подошли к церкви, все неожиданно погрузилось во мрак, стало до такой степени темно, что ничего нельзя было разглядеть. На следующий день правитель послал другой отряд, но в этот раз воины оказались ослеплены необычайно ярким светом, и опять приказ царя выполнен не был.
Но все-таки Фульфиану удалось обманом завлечь Матфея в свой дворец, где он обвинил апостола в колдовстве и приговорил к сожжению в огне. Костер разожгли, но когда стали приводить приговор в исполнение, он затух, нисколько не повредив апостолу. Палачи опять разожгли огонь и стали лить на него горючую смолу, которая зажглась, потом неожиданно разлилась и брызнула своим огнем на мучителей, пламя грозило превратиться в огромный пожар. Фульфиан стал просить святого остановить стихию, и огонь сразу же потух.
После этого святой, помолясь, скончался.
Тело апостола одели в дорогие одежды, положили на золотой одр и торжественно внесли во дворец.
Князь Фульвиан решил устроить еще одну проверку. Он приказал поместить тело Матфея в металлический ковчег, который герметично залили оловом и бросили в море.
Правитель сказал всем придворным, что это последнее испытание должно показать истинную силу Господа. Этой же ночью святой апостол явился епископу Платону и открыл ему место, где ковчег был обнаружен следующим утром. После того как ковчег был доставлен во дворец, правитель припал ко святым мощам Матфея, стал просить у него прощения, покаялся в грехах и захотел покреститься. По крещении правитель принял имя святого апостола Матфея, отказался от мирских благ, свою власть и богатство передал в другие руки, сам стал горячим молитвенником, и за эти заслуги даже был возведен в пресвитеры, а затем в епископы. На этом поприще Матфей положил многие силы в деле благовещения, и множество людей благодаря его проповедям отошли от идолопоклонничества и обратились в христианскую веру.
Архидиакон Лаврентий
В середине третьего века от Рождества Христова к власти в Риме пришел царь Деций (Декий) Траян. Заняв трон в 249 году, Декий организовал во всём государстве первое систематическое преследование христиан. В акафисте мученику Трифону, казненному в этот же период, сказано: «Взыде на престол римский нечестивый царь Декий, и пролияся по Вселенней кровь христианская». Исповедание христианства каралось казнью, и каждый священник, заняв престол папы Римского, знал, что правление его будет крат-ковременным, а смерть – мучительной. После того, как был казнен за исповедание Христово святой папа Стефан, на его место, как на верную смерть, был возведен святой Сикст II: в то время не было папы, которого бы миновала чаша страданий.
По описанию, переданному святым Амвросием Медиоланским, Лаврентий встретил папу Сикста II, когда его вели на казнь, и Лаврентий спросил: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, вместе с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!». На что папа отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я – старец, и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Лаврентий повиновался. Найдя жилище одной благочестивой вдовы, укрывавшей у себя в доме многих христиан, Лаврентий вручил и ей часть денег, и по просьбе вдовы именем Христовым исцелил ее от давней мучительной головной боли. В другом месте, вручая милостыню, он, помолившись, вернул зрение слепому. После того, как деньги были розданы, Лаврентий, услышав, что папу Сикста повели на суд, поспешил туда. Там он и был арестован и заточен в темницу, где в одной камере с ним содержался грек, ослепший от долгого заключения и постоянного плача. На глазах у смотрителя тюрьмы Луциллия диакон крестил грека, и тот снова прозрел. Увидев такое чудо, Луциллий взял Лаврентия из темницы в свой дом, чтобы тот крестил всю его многочисленную семью. Вскоре Лаврентий был арестован снова. Его, принуждая отречься от истинной веры, избивали раскаленными железными палками с острыми крючьями так, что земля вокруг пропиталась кровью мученика, но он не умирал. Воины, находящиеся на месте мучений, увидев Ангела, исцеляющего раны святого мученика, уверовали во Христа и, заявив об этом, были тут же казнены. А самого диакона Лаврентия положили на железную решетку и, разведя под ней костер, стали прижимать его железными рогатинами, как приготовляли тогда дичь. Все присутствовавшие изумлялись жестокости царя, приказавшего испечь живого человека, сам же святой сказал мучителям; «Вы, окаянные, уже испекли одну сторону моего тела, поворотите его на другую и ешьте испеченное». После этого с молитвой на устах святой скончался.
Описания этих событий дошли до наших времен благодаря строгости римских законов: согласно римскому праву, все вопросы обвинителей и ответы мучеников неуклонно записывались присутствовавшими здесь же писцами, а впоследствии тщательно сохранялись. Таки образом, истребляя христиан, язычники в то же время сами способствовали сохранению повествований об их подвигах, чем еще раз подтвердили истину, что Бог и зло обращает во благо.