«Я молю Бога и надеюсь…, что еще одним фактором единения страны будет Единая Поместная Православная Украинская Церковь, Томос, который мы очень ждем от Вселенского Патриарха» – внушает «миротворец» Порошенко в поездках по регионам.
Утомив бедоносным президентством более 80% вверенных граждан, он форсирует обман избирателей по-новому: ударить одарить в этом году «благом», сомнительность которого маскируют сочным инородным словом «томос», как по-гречески нарекли не новый вид недостающих лекарств, вакцин, конфет или бронекатеров (менее пулепробиваемых, чем «Гюрза»), а... указ (документ) главы иноземной церкви с ностальгическим именем «Вселенский патриархат Константинополя» (ВПК). Мотив предвыборного политиканства Порошенко в этой затее очевиден. Зато злободневнее стали вопросы юридической ответственности и реальных перспектив второй попытки хитрецов их Фанара заняться церковным переустройством в современной Украине.
«Врачевание» раскола – обманом: подвох – в деталях «сделки века»
Зная, что педалирование темы «защиты украинской речи» не сулит добавки голосов на выборах, а обещания «освободительной зачистки» ДНР и ЛНР стали отвращать даже былых сторонников силового решения (но в чью пользу?) конфликта на востоке Украины, Порошенко с командой высмотрели резервный ход – использовать (единожды) межцерковный конфликт среди христиан православного обряда… Незаконно, цинично, но ничего лучше удумать не смогли и спешно (не сменяя дорогие костюмы светской «элиты») подались в «крестовые походы».
«Гарант» и соавтор нынешних социально-экономических потрясений в Украине нацелен усугубить их грандиозным церковным переделом с геополитической целью: убавить влияние Русской православной церкви (РПЦ) на верующих Украины через функционирование крупной Украинской православной церкви (УПЦ), которая получила самоуправление, но хранит канонические связи. В эти отношения никто не вправе встревать – и по светским, и по церковным законам.
Тем не менее, нынешний глава ВПК Варфоломей взялся издать понадобившийся Порошенко указ, якобы для «дарования автокефалии» одной из неподчиненных ему украинских церквей. Для этого реализуют хитрый многоходовый план, утаиваемый от украинских граждан, чтобы эта затея не лопнула раньше срока (обнулив шансы Порошенко на переизбрание). Рискует и сам «Варфоломей»: в лучшем случае его заклеймят, как «раскольника», в худшем – досрочно лишат занимаемого поста…
Зато уголовной ответственности оба эти предводителя избегут, даже если в провоцируемых массовых столкновениях погибнут люди. Иное дело – доверчивые из народа: им игры с томосом гарантируют испытания, искушения, а при ретивом исполнении операции – конфликт с Законом и шанс отрезвления… тюремным заточением. Ведь уже понятно: наваждение «томосом» пошло не так, как обещал «гарант», а Варфоломей – не меньший плут.
Близкий Порошенко телеканал BBC еще в апреле предрек блиц-перемогу в три хода: после сговора Порошенко и Варфоломея (состоялся 9 апреля в резиденции ВПК в Фанаре) из Украины в Фанар 19 апреля направят официальное прошение, фанарцы его одобрят и составят томос о «даровании автокефалии», затем «до конца лета» глава ВПК (прибыв в Украину) зачитает написанное на «всеукраинском православном соборе». Провозгласив же «автокефализацию», получат искомое «жесткое противостояние Константинополя и Москвы», сулящее воскрешение симпатий к ПАПе («президенту Алексею Порошенко», как стали его именовать подхалимы и «боты» на интернет-сайтах). Ведь оплаченные USAID соцопросы показали: около 30% украинцев поддерживают «создание в Украине поместной автокефальной церкви» (хотя и по-разному представляют и понимают, как это сделать).
Но «стратеги» не учли интересы Фанара и его нынешнего главы Варфоломея, что те «будут с этого иметь» (кроме памятных фото о «частном» визите Порошенко со свитой), если вместо УПЦ в Украине усилится иная, независимая от них, церковь. Теперь, когда Порошенко, как одержимый, уверяет украинцев, что Фанар – поможет, самое время ВПК диктовать свои условия этой новации, ссылаясь на соблюдение «канонов» (без чего обещанную «поместную церковь» влиятельные в православии лица не смогут признать «созданной с Божьей благодатью»). Тут-то и выяснилось, что обещание ПАПы – невыполнимо, а его участие в деле – помеха «каноничности» совершаемого процесса. И вместо ожидаемого политиканами сценария - узаконить на «объединительном съезде» действующие самопровозглашенные церкви УАПЦ и «Киевского патриархата», фанарцы намерены учредить в Украине новую структуру («экзархат»), прямо подчиненную главе ВПК. Никакой «автокефалией» (самоуправлением) это не пахнет, но иной «канонический» путь невозможен: предоставить самостоятельность можно только своему филиалу, а не сторонним организациям. А признать филиалами ВПК неканонические УАПЦ и УПЦ КП (если их главы смирятся с такой участью) Фанар не рискует: взбунтоваться могут даже собственные «ортодоксы», а прочие поместные православные церкви накажут болезненными санкциями и «анафемами»…
Поняв, что фанарцы перехитрили «мудрецов» Порошенко, ПАП стал менять обещания, заговорив не об «автокефалии», а о «возвращении» к ВКП, как «Матери-Церкви». Схожую комбинацию в 1996 г. провернули в Эстонии, что увенчалось не «объединением» православных в одну «поместную» структуру, а лишь узаконило раскол: параллельно существуют приходы РПЦ (обслуживая около 100 тысяч верующих) и Эстонской Апостольской ПЦ (обслуживая 7 тысяч верующих), хотя власти и помогают последней в спорах за церковное имущество и привилегии. Тот «эстонский опыт» вдохновляет Варфоломея и в сделке по Украине. Обещая тут «не уврачевать раскол – расколом», он слукавил: по факту дал старт «воссозданию» новой церковной структуры, хотя на «Синтаксисе» (Соборе) иерархов ВПК вещал 1 сентября с. г., будто эта «вселенская» организация «не формирует свое церковное управление» в землях, где действуют иные православные церкви…
Вызов правовым нормам державы «Украина»
Итоги сговора Порошенко с Варфоломеем (в резиденции которого ПАП свысока смотрел на главу фанарцев, и с насмешкой – на бедняцкий интерьер) не гарантируют ему желаемых политических выгод: задержка с «автокефализацией» вызывает насмешки и сравнения с эпопеями «безвиза» и «закрытия» фабрики в Липецке, а когда выяснится, что вместо признания «поместной церкви» фанарцы хотят взять под свой контроль доверившихся украинцев, возмущенных может стать критично много.
Самодурство и волюнтаризм в церковных делах этого главы светской власти настораживают даже дальновидных католиков греческого обряда из УГКЦ: а вдруг ПАП решит и их «воссоединить» (как было в СССР) с создаваемой «поместной» церковью №1 (УППЦ) или убавит щедроты в поддержке и допуске в телеэфир «5 канала»? Ведь эгоизм и непостоянство политических интересов ПАП и его группировки не знают меры:
Кроме политического просчета и презрения к морали, интриги Порошенко вокруг «томоса» с Фанара имеют и правовое измерение: нарушение норм Конституции Украины. Во-первых, в ст. 1 Основного закона прописано, что Украина – «суверенная и независимая», а ст. 106 обязывает на посту «Президента Украины» обеспечивать эту независимость и национальную безопасность. Но вопреки этому ПАП незаконно (ссылаясь лишь на «обращения» заинтересованных лиц) вверил решение важного для внутренней безопасности страны вопроса передела церквей – турецкоподданному Д. Архондонису (с псевдонимом «Варфоломей»)! На основании каких международных договоров?! То, что Порошенко совершает такую измену «национальной независимости» – публично и даже хвалился этим в День Независимости, лишь усугубляет его вину: «особым цинизмом» деяния (на фоне которого «сущей безделицей» видятся злоупотребления служебным положением в виде растрат госказны, в т. ч. на «частно-партийный» визит ПАП и его делегации в Фанар).
Не менее очевидно ПАП попирает положения ст. 35 КУ, обязывающие отделять церковь и религиозные организации от державы, поскольку: «Жодна релігія не може бути визнана державою як обов'язкова». Закон запрещает ПАП встревать в межцерковные конфликты (что не входит в его обязанности, очерченные в ст. 106), и он это знает. Но пытается «скрыть» эти факты… заклинаниями:
«Я гарантирую, власть не будет вмешиваться в сугубо внутренние церковные дела»;
«Томос… не означает, что в Украине появится государственная церковь. Власть же, как и раньше, и теперь, будет уважать все конфессии, не отступая от духа и буквы… Конституции Украины».
Но лживость этих уверений ПАП сам и разоблачил, признавшись:
А эти свои антиконституционные деяния «обосновал» другим ложным мнением:
Чтоб легитимизировать свою сделку с Варфоломеем из Фанара, ПАПу теперь самое время внести в Конституцию Украины заявленное мнение, будто создаваемая им церковь – «один из атрибутов независимого (не от Фанара – авт.) государства».
В неменьшей степени конфликтует с законами Украины и гражданин Турецкой Республики Д. Архондонис («Варфоломей»), но у него есть смягчающие вину обстоятельства: претерпел психическое и иное давление ПАПы, находится в затруднительном положении, а кроме того – проявил признаки «невменяемости» из-за неспособности осознавать логическую связь между словами и делами.
Разлад с уставами православия: кто «попутал» Варфоломея?
Патриарх Варфоломей (которому есть что терять, но не грозят «Домокловым мечом» перевыборы в ВПК) не приехал в Киев 28 июля чествовать 1030-летие Крещения Руси и избежал дежа -вю: не оскандалился, как 10 лет назад, когда в помощь президенту Ющенко привез было томос, но дело приняло очень крутой и скандальный оборот и пришлось убыть, не зачав свой экзархат. Ведь, вопреки превозношениям ПАП и титулу «Вселенского патриарха», глава ВПК – не столь влиятелен, как «папы римские»: в современном православии «папой» (от др-греч. «отец») официально наречен лишь епископ Александрийской церкви, все прочие – патриархи, среди которых Варфоломея (по традиции) признают лишь первым среди равных, игнорируя его тягу к «папизму» и «экуменизму».
Не поддержали в 2016 г. амбиции этого «папика» и на Соборе православных епископов, проходившего на Крите: в Стамбуле, как с XV века нарекли завоеватели Константинополь (экс-столицу разгромленной Византии), подобное мероприятие провести невозможно, т. к. район Фанар, где турки позволили устроить (на деньги Московского царя Федора) новую резиденцию епископа «Константинопольского» – заселен мусульманами-турками, и православные священники там обитают, как затворники, образовав своеобразное гетто. А турецкие СМИ смеют жестко критиковать «вселенские» почины Варфоломея за создание внешнеполитических проблем Турецкому государству.
К тому же и на Критском Соборе приняли решение, один из пунктов которого обязывает «не вмешиваться в политику (но выступать в защиту прав человека и гарантий социальной справедливости»). А другим пунктом – будто сдерживая униатские устремления Варфоломея, заявлявшего желание восстановить с римо-католиками общую организацию, – постановили, что диалог с остальными христианскими церквями не должен вызывать «отступ от веры».
Кроме того, обсудив «украинский кризис», иерархи в первом же пункте решения Собора постановили:
«Принцип автокефалии не может функционировать в ущерб принципу соборности и единства Церкви».
Это предписывает при создании новых «автокефальных» и «поместных» церквей соблюдать законные интересы (и канонические территории) всех ныне взаимно признанных четырнадцати «поместных автокефальных церквей». Сговор Варфоломея с ПАПой явно и скандально противоречит первейшей из согласованных норм. А значит, по совокупности совершенных «отступлений» его можно обвинять, как в отступничестве, так и в расстройстве ума, что делает утвержденные им решения – «никчемными».
Увы, для последнего подозрения есть объективные причины. Помимо преклонного возраста, рожденного в 1940 году Д. Архондониса («Варфоломея») угнетает полный упадок православных общин на территории Турции, вверенной ВПК. Даже на родном острове этого «вселенского патриарха» Имросе (ныне Гёкчеад) созданы адские условия для греков, и редкие церковные службы приходится проводить в разрушенных храмах. А Украина, с ее обилием монастырей и златоверхих куполов видится из Фанара – новой Землей обетованной, дающей и душевное успокоение, и основания для амбиций. Ведь сейчас они подкрепляются лишь мечтами и… приписками. Даже в благополучной «толерантной» Америке приходится (чтоб не позориться перед другими церквями) приписывать в разы число своих прихожан, которое при простейших расчетах демографов оказывается не таким (более миллиона душ), как утверждают иерархи ВПК, а раз в пять меньше.
В таких условиях тревог и упадка только афонские монахи не поддаются «бесам» соблазнительных предложений политиков (без учета их конфессиональной принадлежности), а Варфоломей обитает не на Афоне, а в Фанаре… И это место сидения толкает на ухищрения и искушения.
У граждан Украины – общий гарант измен и ссор
Кто не глуп, должен понять и помнить: нынешний церковный передел затеян алчным бедоносным ПАП не во благо народа Украины, а для защиты «шкурных» интересов путем суматохи, озлобления и… «умопомрачения» избирателей. Он сотворил правонарушений в «сделке века» по заполучению томоса из Фанара - больше, чем Варфоломей. Но на фоне иных обвинений в его адрес – кары за нарушение прав верующих легко «поглотятся» виной по иным (более «тяжелым») статьям кодексов Украины. Зато истерией об УППЦ команда ПАПы надеется (спасая себя) улучшить его шансы удержаться на занятом посту главы государства. При этом (как в 2013 г. показал М. Саакашвили) в случае проигрыша на выборах лучшее средство «защиты» от преследований у Порошенко – своевременная (до взятия власти командой оппонентов) «эмиграция». И тогда судить за злоупотребления в сделке с томосом его смогут (если дойдет очередь после рассмотрении иных обвинений) лишь – заочно. А в ситуации выбора «пан или пропал», этот политик мало рискует и смело подставляет «вселенского патриарха» ВПК.
Варфоломей же, повторяя в церковной среде роковой «зигзаг Горбачева» – более волен (оставив патриаршью кафедру сменщикам) эмигрировать к соплеменникам в Греции или даже к единоверцам в США. Но нужды в том нет: адвокатам проще «отмазать» этого старца от уголовных кар ссылками на его «неспособность сознавать общественную опасность деяния». Доказать это простительное обстоятельство можно без психиатрических экспертиз состояния здоровья стамбульского «папика» – анализом его последних алогичных речей и поступков.
Уклонения «высокопосаженных» инициаторов операции «Томос» от правовой ответственности никак не могут быть повторены или как-то защитить исполнителей из числа обычных граждан Украины. Ведь в КУ и УК четко указано: выполнять преступные указания «начальства» – тоже преступление (и на таком «основании» суды не вправе делать снисхождение). Поэтому чиновники и «активисты» рискуют нести персональные наказания – и за соучастие в подлогах документов, и за неправомерное насилие при попытках захватов для новоявленных «автокефалов» церковных зданий и имущества храмов иных церковных организаций. А ретивых в развязывании религиозной розни и гражданских столкновений ждёт еще и пожизненное проклятие несправедливо ущемляемых соотечественников. Кому это нужно – каждый понимает и принимает лично. Ведь в судах Украины (и при рассмотрении житий в «небесной канцелярии», если до этого доходит) оценивают – по делам (и долям соучастия) конкретных фигурантов, игнорируя лепет типа: «Все шли, и я пошел, все били, и я встрял, все крали, и я полез...». Никакой «томос» не отменяет действия норм Конституции, прописанных в статье 68: