Информация к новости
16-10-2018, 19:00

Невыносимая привлекательность «зелёных» тарифов

Категория: Новости / Аналитика


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

Невыносимая привлекательность «зелёных» тарифов

Что в Украине сильнее: ветер, солнце, жадность торгаша или наивность народная?

Риторический вопрос

 

Если какой-нибудь досужий злопыхатель будет рассказывать вам, что СБУ Украины занимается не свойственной её назначению деятельностью, как то: снятием видеосюжетов о шаманах или организацией инсценировок покушений на разного рода сомнительных личностей – не верьте, дорогие мои читатели! Во-первых, на то оно и секретное ведомство, чтобы обычному гражданину, на чьи налоги оно содержится, было непонятно, чем оно занято. Во-вторых, не далее, как на прошлой неделе ведомство с блеском доказало, что серьёзно озаботилось вопросами энергетической безопасности, как важнейшей составляющей системы безопасности всей страны.

Доблестное ведомство усмотрело угрозу дестабилизации устойчивой работы энергосистемы Украины, возникшую вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами Национальной энергетической компании «Укрэнерго» своих обязанностей. О чём в открытом письме не преминуло уведомить не только премьер-министра Гройсмана, но и нас с вами.

«В частности, зафиксирована тенденция к росту темпов присоединения к энергосистеме Украины объектов возобновляемой энергетики (ОВЭ – солнечных и ветровых электростанций), прежде всего в южных областях и на территории так называемого Острова Бурштынской ТЭС. Вопреки интересам государства в течение 2017-2018 годов руководителями Укрэнерго осуществлялась выдача и согласование технических условий на присоединение к электросетям объектов возобновляемой энергетики», – говорится в письме.

При чём, это осуществлялось без учета реального состояния распределения потоков электроэнергии, устойчивости генераторов существующих атомных и теплоэлектростанций, а также реальных потребностей реконструкции и модернизации оборудования.

«Также рекомендуется поручить Укрэнерго провести анализ состояния выполнения договоров присоединения объектов ОВЭ, технической обоснованности выданных в 2016-2018 годах условий на присоединение, в том числе в части анализа их влияния на устойчивость работы генераторов электростанций гарантированной мощности».

То, что касается возможных последствий влияния всяких ветряных и солнечных электростанций на устойчивость работы энергосистемы страны, то тут СБУ без преувеличения попало в самую точку. Надеюсь, в этой связи многие из моих дорогих читателей припомнят вопиющий пример такого негативного влияния, случившийся у наших западных партнёров, начавших использовать так называемую «зелёную» или альтернативную энергетику задолго до нас.

Примерно в 2007 году в Европе произошла одна большая системная авария. Началась она банально – на реке Рейн крупный контейнеровоз случайно зацепил ЛЭП-400кВ, в результате чего «упали в ноль» (на профессиональном жаргоне энергетиков – полностью обесточились) энергосистемы Испании и Португалии, выключился блок ВВЭР-1000 на АЭС в Чехии, отключилось энергоснабжение некоторых районов Дании. При этом в самой Германии, как и во Франции, никаких отключений не было (кроме поврежденной ЛЭП-400кВ). Это произошло потому, что в результате отключения ЛЭП запустились переходные процессы (колебания напряжения и мощности), что привело к отключению инверторов солнечных и ветровых станций, поэтому возник дефицит мощности в Испании и Португалии. Взамен он начал компенсироваться резким ростом мощности в Германии и Франции.

Подобный феномен мы могли наблюдать, когда крымско-татарские активисты, видимо, пытаясь столь экзотическим способом вызвать у крымчан ностальгию по потерянной Украине, сносили очередную ЛЭП-330 на перешейке полуострова. Крым при этом оставался полностью без света, хотя другие ЛЭП пребывали в рабочем состоянии.

 

Инвестиции в будущее или дотирование из бюджета

Скажу вам честно, мои дорогие читатели, приятно сознавать, что хотя бы Служба безопасности Украины стоит на страже нашей с вами энергетической безопасности. Главное охранное ведомство как бы предупреждает, что подключение всё новых энергогенерирующих мощностей может спровоцировать коллапс сетей и распределительных электроподстанций, которые попросту не выдержат нагрузки. И которые, в связи с этим, хорошо бы реконструировать. И спасибо, что предупреждает, потому как подключение новых мощностей в Украине идёт семимильными шагами. Причём подключаемые мощности, как правило, – именно мощности возобновляемых источников энергии.

Например, в Украине в июле-сентябре 2018 года введены в эксплуатацию новые генерирующие объекты на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) общей установленной мощностью 160,1 МВт, что в 2,4 раза превышает показатель за аналогичный период 2017 года. Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), сообщила о том, что объекты ветряных электростанций (ВЭС) и солнечных электростанций (СЭС) составляют 97% введенных мощностей.

Потому как не строят у нас больше атомные, гидро– и теплоэлектростанции. Вообще…

Как оказывается при ближайшем рассмотрении, все энергетические компании сегодня так и норовят оседлать эту, без преувеличения сказать, «золотую жилу» под таким модным и экологически невинным брендом – «зелёная» энергетика.

И вот почему: на случай, если кто-то не знает – тарифы на «зелёную» энергетику, то есть на солнечную и ветряную энергию, несмотря на их возобновляемость и доступность генерации, самые высокие в энергетике, в несколько раз выше обычных тарифов, да ещё и жестко зафиксированы в евро. Например, для сравнения, тариф на солнечную энергию – 18 евроцентов (приблизительно 4,7 грн.) за кВт/ч, а тариф на атомную, самую дешёвую – 47,41 коп за кВт/ч.

Кто из нас готов платить такую цену, даже с учётом того, что это предполагаемые инвестиции в будущее, в развитие экологически чистых технологий??? Кто же платит всем этим компаниям по зеленому тарифу? Не хотелось вас расстраивать, дорогие мои, но это все мы – порядочные плательщики налогов и пользователи других источников энергии!

Дело в том, что производство электроэнергии традиционными способами в наши дни в Украине дешевле, чем производство экологической, солнечной или ветряной энергии. Программы, связанные с альтернативной энергетикой, активно поддерживаются во многих странах на государственном уровне, в том числе и в Украине, где специальный, более высокий тариф на солнечную электроэнергию дотируется из бюджета, то есть за счёт выплаченных нами налогов.

«Зеленые» тарифы были введены в Украине в 2009 году, и введение этих «зеленых» тарифов связывали с братьями Клюевыми, которые первыми построили ряд крупных солнечных станций на юге Украины, в том числе и в Одесской области.

 

«Зеленые» тарифы для «белых» людей

А теперь самое время вернуться к совершенно обоснованным претензиям СБУ к производителям энергии в Украине. Дело в том, что 4 сентября Верховная Рада приняла законопроект №8015 об упрощении требований к экспертизе проектов строительства ВЭС.

Соавтором законопроекта выступил депутат от Блока Петра Порошенко «Солидарность» Максим Ефимов – собственник ООО Фурлендер Виндтехнолоджи, единственного в Украине производителя современных ветроэнергетических установок и строителя ветропарков. Компания выпускает продукцию на площадке в Краматорске. С 2010 года по настоящее время Фурлендер Виндтехнолоджи построила, укомплектовав своим оборудованием, ветропарки Новоазовский, Очаковский, Керченский, Краснодонский и Лутугинский.

Ранее Ефимов заявлял, что выступает против перехода от зеленого тарифа к механизму аукционов при стимулировании проектов строительства электростанций на возобновляемых источниках энергии. Что и понятно для монополиста в этой отрасли.

Единомышленники и коллеги монополиста – группа народных депутатов – предложила сохранить как минимум до 2020 года существующие в Украине тарифы на рынке зеленой электроэнергетики, а потом еще пять лет не вводить аукционы, направленные на уменьшение тарифов. Ну а президент Петр Порошенко 1 октября таки подписал закон, который упрощает требования к проведению экспертизы проектов возведения ветряных электростанций.

Проще говоря, создана искусственная монополия, туда не пускают никого, кроме существующих игроков. Между ними драка за квоты, ведь многие желают вложить в столь прибыльное дело, но никто из них просто не сможет вложить больше – бюджет не выдержит таких тарифов в большем, чем сейчас, количестве генерации. Поэтому свободная конкуренция и аукционы на тарифы (при покупке квот, например) – путь к снижению цены, то есть нагрузки на бюджет. Но торгаши от энергетики не видят иного пути развития, чем разворовывать бюджет монопольно, поэтому блокируют аукционы (то есть – конкуренцию). Поэтому запрет аукционов – это коррупция на высшем уровне.

 

«Зеленые» тарифы для зарубежных партнёров

И, видимо, для доведения сложившейся ситуации до абсурда, на энергетическом рынке, где, как мы выяснили, все квоты давно поделены, возникает некая норвежская компания.

Как стало известно, голландский банк развития FMO рассматривает вопрос выделения до 13,5 млн евро для строительства солнечной электростанции норвежской Scatec Solar в Украине. Причём, средства будут выделены в рамках кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). За счет этих кредитных средств Scatec Solar планирует возвести станцию в совместном проекте с Rengy Development (Киев) по строительству СЭС в Николаевской области общей мощностью 47 МВт.

То есть, норвежская фирма входит на этот рынок без аукциона, ей выделена квота, поэтому мы будем платить часть дотаций не отечественным производителям, а норвежским бизнесменам. Отпадает даже слабенькое утешение о поддержке якобы родненьких для нас монополистов. А уж о снижении зелёного тарифа и думать не приходится, скорее всего, он возрастёт по причине необходимости возврата норвежцами кредитных средств.

Самое время для очередного вмешательства СБУ, не правда ли?




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.