13 ноября в 14.00 в актовом зале Киево-Печерской лавры должна была состояться встреча епископата Украинской Православной Церкви с Президентом Украины Петром Порошенко. Встреча была инициирована самим Петром Алексеевичем, так как «Президент неоднократно подчеркивал важность диалога между государством и Церковью». Об этом было заявлено в письме главы Администрации Президента Украины Игоря Райнина, адресованном блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины. «Обмен мнениями с целью сближения позиций особенно актуален с учетом изменений, произошедших в украинском Православии» - говорится в письме. И никто ведь не поспорит! Даже люди, далекие от Православия, понимают, что каша с томосом и созданием некой новой украинской церкви, когда уже существует единая каноническая, объединяющая миллионы прихожан, заварилась серьезная. Стране грозит очередной раскол – теперь уже на религиозной почве. Причем раскол, искусственно созданный. В общем, встречаться и говорить однозначно имело смысл. Однако анонсированная заранее встреча не состоялась.
Формальным предлогом для ее отмены стал тот факт, что президент и духовенство УПЦ не сошлись в вопросе выбора места проведения такого мероприятия.
Как же все происходило? От имени Петра Порошенко глава его администрации Игорь Райнин заранее отправил приглашения на встречу персонально каждому архиерею УПЦ. Место было назначено заведомо провокационное для духовенства - Украинский дом. Это здание, которое построили в 1982 году к 60-летию СССР, ранее было киевским филиалом Центрального музея Ленина. В ответ на приглашение президента в Украинской Православной Церкви предложили провести встречу в самом святом для всех верующих со времен Киевской Руси месте - Киево-Печерской Лавре, где на этот же день было запланировано проведение Синода и Архиерейского собора.
«Закономерно, раз будут обсуждаться церковные вопросы, встречаться на церковной территории», - объяснил свою позицию Президенту блаженнейший Онуфрий.
Место проведения встречи они с Президентом Украины в ходе телефонных разговоров обсуждали дважды. Президент настаивал на Украинском доме, скорее всего, опасаясь упреков общественности в лояльности к УПЦ. Однако, по данным источников, после долгих колебаний он все же согласился прибыть в монастырь. Но…, к сожалению, туда не прибыл.
Что же на самом деле так испугало Петра Алексеевича в Киево-Печерской лавре? Об этом сейчас рассуждают не только эксперты, но и обычные граждане, пользователи сети. Есть даже такие предположения, что Порошенко, как суеверный человек, испугался того, что святые угодники Киево-Печерские встретят его не очень ласково в своем уделе и воздадут ему по делам как раскольнику и смутьяну.
Факт остается фактом. Порошенко, который уже как на работу ездит в Стамбул к Вселенскому патриарху, не захотел проехать несколько километров к церковному лидеру своей страны - митрополиту Онуфрию и его епископату.
Вечером того же дня Президент все же обговорил вопросы автокефалии с «некоторыми» иерархами УПЦ за закрытыми дверями. Их было трое из 90, имеющих на Архиерейском соборе право голоса. И в реальности это общую картину не поменяло - подавляющее большинство епископата Украинской Православной Церкви отказалось идти навстречу новой церковной структуре.
Зачем же вообще Президенту нужна была встреча с представителями УПЦ? Скорее всего, дело в Объединительном соборе церквей, предварительно запланированном на 22 ноября. Многие эксперты и священнослужители считают, что Президент стремится вынудить всех колеблющихся епископов открыто заявить о своей готовности выйти из канонической Украинской Православной Церкви и перейти в новую раскольническую структуру.
Это и понятно, ведь Фанар давно намекает, что не хотел бы вручать томос непризнанным церквям - УПЦ КП и УАПЦ. И настаивает на том, что в Соборе должны не просто участвовать представители канонической церкви - УПЦ МП, а их участие должно быть массовым.
Но… что-то явно идет не так! Представители УПЦ МП не только не встретились с президентом, но и приняли решение о своем отказе участвовать в процессах по автокефалии! И приход трех «оппозиционеров» к Порошенко выглядит довольно жалко.
Более того, по итогам Синода и Архиерейского собора УПЦ был принят ряд важных решений. И все они явно отличаются от целей и стремлений Банковой.
Так, УПЦ, как уже писалось выше, официально отказалась от участия в процессе создания автокефальной церкви. По мнению епископов, этот процесс «не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства и углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины».
Также УПЦ объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом (ранее на этот же шаг пошла РПЦ).
Это означает, что УПЦ перестает совершать совместную Евхаристию с церковнослужителями Константинопольского патриархата. Отныне митрополит Онуфрий и патриарх Варфоломей не смогут молиться в одном храме.
Собор также считает недействительным решение Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса. Снятие анафемы с раскольников — «следствие искаженного толкования православных канонов».
И, естественно, Украинская православная церковь отказалась менять название на Российскую православную церковь, к чему ее призывали в Киевском патриархате. Если же Верховная Рада примет решение все-таки переименовать УПЦ, то это требование будет оспариваться церковнослужителями.