14 марта Православная Церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской, пострадавшей за веру во II веке по Р. Х. Жизнь этой святой сопровождалась большим количеством невероятных чудес, в реальность которых нынешнему человеку с его рациональным мышлением, подвергающем все сомнению, трудно поверить.
В настоящее время почти уже не встретишь девочку или женщину с редким именем Евдокия, а между тем был такой период, когда на Руси это имя считалось самым популярным, особенно среди людей низших и средних сословий. И это вовсе не случайно: до 1492 года русское церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира, и год начинался 1 марта. В этот же день Православная Церковь поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. Святую Евдокию Илиопольскую равно почитают как православные, так и западные христиане за ее веру и любовь к Христу и мученический подвиг.
Согласно житию этой преподобной мученицы, изложенному святителем Димитрием Ростовским, своим современникам святая Евдокия была сначала известна тем, что вела распутный образ жизни, а затем – благодаря искреннему и глубокому покаянию – обрела такую силу благодати Божией, что могла воскрешать мертвых.
По своему происхождению она была самарянкой, родившейся и проживающей в городе Илиополе, расположенном в Финикии Ливанской. Евдокия обладала необыкновенной красотой, которой она, достигнув зрелости, стала пользоваться как приманкой для своих целей. Она имела множество поклонников среди знатных и богатых мужчин, весьма щедро оплачивающих ее услуги. Поэтому вовсе неудивительно, что Евдокия довольно быстро стала владелицей большого состояния, которое по своей стоимости приравнивалось к царскому. Утопая в богатстве и роскоши, она, на первый взгляд, была вполне довольна своим способом существования. Однако, невзирая на тот нечестивый образ жизни, который вела Евдокия, какое-то понимание о добродетели у нее все-таки было, она часто оказывала милосердие неимущим и нищим. К тому же самарянский народ, к которому она принадлежала, нельзя было назвать вполне языческим. Из Евангелия мы знаем, что самаряне хоть и были по отношению к иудейской вере еретики, но тоже жили в ожидании прихода Мессии.
За стеной дома, где проживала будущая мученица, находилось жилище одного состоятельного христианина. У него однажды на ночь остановился инок по имени Герман, которыйбыл членом закрытой мужской христианской общины, где верующие проводили аскетическую жизнь вдали от города, посвятив свою жизнь всецело служению Богу, поскольку в то время иночества и монастырей в том виде, в котором они появились гораздо позже, еще не было. Этот-то инок и разбудил своим пением и молитвами среди ночи грешницу. По-видимому, какие-то слова молитвы так сильно смутили и впечатлили ее, что она с ужасом и трепетом стала размышлять до самого рассвета о своей жизни. Пригласив наутро Германа к себе, Евдокия попросила его ответить на ее вопросы о Страшном суде, ожидающем грешников, и о его вере. Эта беседа стала поворотным моментом в судьбе святой, которая всем сердцем возжелала познать истинного Бога и изменить свою жизнь. Блаженный Герман перепоручил Евдокию местному пресвитеру. Тот посоветовал ей затвориться у себя в горнице и в течение семи дней поститься, вспоминать свои грехи и каяться в них. Святая так и поступила. В одну из ночей, когда она плакала и молилась о своих грехах, ей явился Архангел Михаил и пообещал помощь и поддержку от Господа на ее новом трудном пути. Это видение еще больше укрепило святую в ее намерении служить всем сердцем Богу. Вскоре она приняла крещение, а затем, раздав все свое имущество и отпустив слуг, отправилась по совету Германа в одну из женских общин, в которой проживало 30 христианок. Через какое-то время Евдокия возглавила эту общину. Однако один из бывших ухажеров Евдокии, Филострат, разжигаемый похотью, решил вернуть святую к ее прежнему ремеслу. Хитростью проникнув в жилище, где подвизались женщины, он лестью и обманом стал уговаривать блаженную покинуть обитель. Беседа закончилась тем, что обманщик, подобно евангельским героям Анании и Сапфире (Деян. 5:1–10), упал замертво. Но Господь, явившийся во сне святой, повелел ей помолиться около мертвого тела. Воскрешенный Филострат, раскаявшись в своих дурных намерениях, восславил истинного Бога и, получив наставления от Евдокии, вернулся обратно в город.
Однако другие ее прежние поклонники, за счет которых она когда-то обогатилась, решили отомстить блаженной, написав правителю Аврелиану, что Евдокия сбежала в пустыню с большим количеством золота, равного царской казне. Жадный до денег царь, услыхав о таком богатстве, дал зачинщикам триста воинов, которые окружили место, где подвизалась вместе с другими христианками святая. Все попытки воинов проникнуть в общину закончились безуспешно, потому что неведомо откуда появился змей, поразивший своим ядом солдат. Только троим из них удалось вернуться назад и все рассказать царю. Святую Евдокию объявили волшебницей и отправили на ее поимку новый отряд, который возглавил сын самого правителя. Но той же ночью сын царя, упав с лошади, разбился насмерть. Опечаленному правителю пришел на помощь воскрешенный Евдокией Филострат. Он убедил царя не преследовать святую, а написать ей письмо с просьбой, чтобы она помолилась Богу об оживлении мертвеца. На просьбу правителя Евдокия дала смиренный ответ, заверяя царя, что Господь может вернуть отцу сына только в том случае, если у того будет вера. Посланник, вернувшись с ответом от святой, вразумленный Богом, прежде чем передать письмо, положил его на тело мертвого царского сына, призвав имя Христово. Какового же было у всех удивление, когда тот открыл глаза и предстал здоровым и невредимым. Это чудо произвело такое впечатление на весь царский дом, что все видевшие уверовали и приняли крещение. В благодарность правитель соорудил церковь в том месте, где жила святая с другими сестрами. Царская дочь присоединилась к общине Евдокии, сын стал диаконом, а со временем – и епископом.
Когда Аврелиан умер, новый наместник Илиополя, язычник Диоген, возвел гонения на христиан. Первым делом он отправил отряд воинов, чтобы разорить общину святой Евдокии, а ее саму захватить и привести для расследования. Перед тем как отправиться с солдатами в город, святая взяла с собой часть Животворящих Христовых Таин и сокрыла их на груди. По дороге ей было видение Ангела. Святую в городе заключили в темницу и начали морить голодом, затем, обвинив в волшебстве, подвергать мучениям. Ее повесили на дереве и стали жестоко бичевать. Когда раздевали, часть Пречистого и Животворящего Тела Господня выпала из груди. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли Его наместнику. Едва правитель протянул руку, как из Тела Христова излился огонь и попалил слуг мучителя, а ему самому повредил плечо. Но это не вразумило наместника, он разгневался еще больше и стал молиться своему божеству, прося прощения за то, что до сих пор еще не уничтожил святую. В этот момент его настигла молния, и он упал замертво. Воин, стоявший рядом с мученицей, увидев все это, уверовал в истинного Бога. Он стал просить святую о том, чтобы она помолилась Христу о возвращении к жизни правителя и его умерщвленных слуг. Святая долго молилась, и Господь снова сотворил чудо.
У одного из приближенных Диогена по имени Диодор скоропостижно скончалась супруга Фирмина. Святая Евдокия умолила Господа воскресить и ее, направив затем на путь покаяния. Все свидетели этих чудес стали последователями Христа и, приняв крещение, уже сами начинали свидетельствовать о великой силе Божией, сотворившей такие дивные дела. Одним из последних чудес святой было чудо воскрешения отрока, который умер от укуса ядовитой змеи.
Всем нам, живущим сегодня, очень трудно представить себе такое обилие чудес, которые могли совершать святые первых веков. Однако каждый христианин, знакомый с текстом Священного Писания и доверяющий словам Спасителя о том, какие знамения будут сопровождать верующих (Мк. 16:17–18), не станет в этом сомневаться. Житие святой Евдокии как раз и свидетельствует нам о той силе веры, для которой, по словам Самого Господа: «Ничего не будет невозможного», а также о великой действенной силе покаяния, способного преобразить любого грешника в святого человека.
Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии (где-то около 160–170 г. по Р. Х.).