6 мая, в 14:00, во Всемирном клубе одесситов (Маразлиевская, 7) состоится пресс-конференция по результатам расследования, которое проводилось клубом в течение последних двух лет. 70 лет назад, одессит, летчик Валентин Левин, погиб, выполняя секретное правительственное задание. В январе 1945 года, Валентин в последний раз поднялся в небо. Самолет-амфибия, на котором находился Левин потерпел крушение недалеко от американского города Элизабет-Сити. А сам пилот похоронен в Москве.
Удалось узнать подробности крушения благодаря переписке с президентской библиотекой музея Франклина Д. Рузвельта, военными архивами разных стран мира.
Вот только некоторые заметки из данного расследования:
Удивительные бывают в жизни совпадения: два города, расположенные в разных полушариях, отстоящие друг от друга на почти 9000 км, каким-то мистическим образом оказались связанными благодаря трагической судьбе одного одессита.
А началось все, как это часто бывает во Всемирном Клубе Одесситов, с письма бывшего одессита, живущего ныне в Америке, участника Великой Отечественной войны Ильи Поварчука, 1919 г.р., который 04.04.2013 написал на сайт Клуба www.odessitclub.org
Он готовил для издания на русском языке материал о своем близком друге летчике Валентине Левине, вместе с которым закончил в 1937 году одесскую среднюю школу № 35. Информация о том, как воевал Валентин, и как погиб в январе 1945 года, была минимальной. Известно было только, что он погиб, выполняя специальное правительственное задание.
После возвращения с фронта, Илья Поварчук встречался с матерью Левина. Она рассказала ему о том, что в последние годы войны сын участвовал в переправке американских самолетов из США в СССР. Погиб Валентин, во время авиакатастрофы, которая произошла во время очередного рейса в СССР, спасая американского летчика. Илья Поварчук вспоминает, что мать показывала ему письмо на английском языке с выражением благодарности, и что оно было якобы от Президента США.
Это была вся информация от матери, и было это в далеком 1946 году. Точного адреса, где жила семья Левиных ( мать и второй сын) и где могли сохранится какие-то документы, Илья Поварчук не помнил.
Этой историей заинтересовался Игорь Комаровский, исследователь-архивист, который занимается историей репрессий в бывшем Советском Союзе, а также увековечением памяти погибших на фронтах Второй мировой войны и который до этого провел несколько удачных расследований (см. Интернет-досье в конце статьи).
Начав расследование, Комаровский просмотрел все вышедшие тома Книги памяти погибших в годы Великой Отечественной войны по Одесской области – сведений о Валентине Левине там не оказалось.
Было известно (из Интернета), что секретная трасса, по которой в СССР было доставлено по ленд–лизу 8000 самолетов, шла через Аляску. Там на аэродроме американского городка Фербенкс управление и ответственность переходили к русским летчикам.
Следует отметить, что перегонка ленд-лизовских самолетов была строго засекречена как в Советском Союзе, так и в США, поэтому изначально было понятно, что трудностей впереди много.
Игорь Комаровский начал с Чукотки, куда сразу же после Аляски попадали самолеты. В Книге Памяти Чукотки приведены данные о погибших летчиках во время этих перегонов. Летчика по фамилии Левин в книге не оказалось…
Затем 19 марта 2013 г. было обращение в библиотеку университета Фербенкса. Уже 20 марта был получен ответ такого содержания: «Прочитали запрос с большим интересом, однако нужных сведений не обнаружили». Посоветовали обратиться в Национальный архив США, ответ из которого гласил: «Так как неизвестен номер самолета, дата и место падения, то в этом случае поиск невозможен».
Поскольку Илья Поварчук упоминал о якобы полученном матерью Левина письме Президента США Франклина Делано Рузвельта с благодарностью за спасенного американского летчика, написали в Президентскую библиотеку-музей, но увы! – ответ также был отрицательным.
Казалось бы, тупик… И вот удача! После четырех месяцев с начала расследования, в конце июня 2013 года, удалось найти новый адрес, по которому проживала семья Левиных. К тому времени по этому адресу проживали родной брат Валентина - ветеран войны Савелий и его дочка Татьяна.
После разговора по телефону с Савелием и Татьяной Игорь Комаровский встретился с ними (Савелий, которому в момент встречи с Игорем Комаровским было 93 года, через некоторое время ушел из жизни) и получил несколько очень важных архивных материалов, позволивших направить расследование по иному пути. Основное, что дали дополнительные данные – это то, что Валентин Левин был летчиком Военно-Морского флота.