О ее красоте ходили легенды. К ней проявляли интерес самые известные люди своего времени, среди которых были венценосные особы. Она играла судьбами государств и не останавливалась ни перед чем, чтобы добиться своего. Она никогда ни в чем себе не отказывала. Ее происхождение окутано тайной, а наследие не забудется в веках...
От византийских царей
В тот бурный 1781 год на светской сцене Варшавы появилась новая звезда. Прекрасная гречанка очаровывала всех мужчин без исключения. Флер таинственности, коим был покрыт вопрос о ее происхождении, полунамеки, недомолвки и перешептывания, не давали ослабить к ней интерес общества.
Наслаждаясь всей этой каруселью, она не знала пока, что жизнь готовит ей еще не один головокружительный взлет.
Кем же она была на самом деле, молодая красавица София Витт, так взволновавшая светских лентяев Польши?
Существует две версии ее происхождения. Одна, официальная, которую усиленно поддерживала в свое время родня сына коменданта Каменец-Подольска Юзефа Витта. Согласно ей, Софья происходила из знатного рода Панталиса Маврокордато, принадлежащего к царской греческой семье и имевшего родство с Византийскими императорами. Девушка якобы являлась дочерью правнучки Панталиса и греческого магната Челиче.
Так она до сих пор и значится в исторических справочниках – Потоцкая Софья Константиновна (София де Челиче).
Однако к имени ее, на всякий случай, добавляют еще одну фамилию – Главани. Вот она-то скорее всего и является настоящей.
На самом деле София родилась в 1760 году в турецком городе Бурса. Ее отцом был всего-навсего неудачливый греческий торговец скотом. Когда Софии было 12 лет, семья переехала в Стамбул. Но дела шли все хуже. Через несколько лет отец покинул этот бренный мир, а жена его, Мария, вторично вышла замуж, на этот раз за армянина.
Однако и второй ее муж прожил недолго. А после его смерти случился в Стамбуле большой пожар, со многими другими сгорел дом Марии.
Одна, с двумя дочерьми, осталась она без средств к существованию. Что было делать? Мария последовала примеру младшей сестры, известной стамбульской куртизанки и сводницы по фамилии Главани.
Тетка Софии работала в престижном районе Пэра, набитом иностранными посольствами. Туда же она привела и 15-летнюю Софью, которую в семье прозвали Дуду. И той вскоре улыбнулась удача.
Ею заинтересовался польский посол в Турции Кароль Боскамп-Лясопольський. Кароль нанял для нее учителей, и она была благодарной ученицей.
«Память необыкновенная! Логический склад ума. Наблюдательность и настойчивость поразительны! Умеет маскироваться, скрывать свои чувства, может быть угодливой, уступчивой, если того требуют обстоятельства», – такую запись о Софье оставляет в своем дневнике посол.
Вскоре он начал появлялся со своей фавориткой на полуофициальных раутах и собраниях, ввел ее в круг семей дипломатов. Затем служба призвала его в Варшаву, но через недолгое время Кароль вызывает Софию к себе.
Дорога из Стамбула была долгой. Ее результат ошеломляющим – и для посла, и для самой Дуду. Хотя, надо признать, она приложила значительные усилия, чтобы брак между нею и Юзефом Виттом состоялся. Именно в это время появляется на свет удобная версия о ее царственном происхождении и дальнейших злоключениях судьбы.
Восемнадцатилетнюю Софию и 39-летнего Юзефа Витта обвенчали в церкви села Зеленькивцы, неподалеку от Каменца. Старый Витт, узнав про свадьбу, рвал на себе волосы. Но делать уже было нечего – брак признали, и молодые отправились в путешествие по Европе.
Эта была лишь первая ступенька ее триумфального восхождения к вершинам успеха и славы.
Муза европейских королей
На одном из раутов в Варшаве ее представили королю Станиславу Августу. Король Польши был очарован Софией, гордые варшавские паны сходили по ней с ума. Ее популярность в светском обществе Европы росла как на дрожжах.
В Берлине Софию знакомят с королем Прусии Фридрихом II.
В курортном городишке Спа она встречается с австрийским императором Иосифом II, который, в свою очередь, рекомендует ее сестре, французской королеве Марии Антуанетте.
Она была принята королевой Франции Марией Антуанеттой в городской резиденции Малый Трианон. Аудиенция прошла на высшем уровне.
Что ж, маленькая София достигла центра европейского мира – Парижа. Нельзя было терять время попусту – и она вновь не упускает свой шанс.
В Париже прекрасная гречанка проводит время с графом Прованским, впоследствии королем Людовиком XVIII, и молодым графом д’Артуа, будущим королем Карлом X.
К этому времени майор Витт оказывается где-то на задворках ее мира, обеспечивая ей до времени возможность вращаться в самых аристократических кругах Европы. Впрочем, когда придет время расстаться, Юзеф Витт получит за свои услуги солидную компенсацию.
А пока Фортуна несет ее вперед бурными дорогами авантюрного века, и она не отказывается ни от одного из ее подарков.
Но настоящий, прочный успех, обеспечивший ей будущую славу и память потомков, пришел к ней позже. Софья Витт, бросив европейские игрушки, сошлась с главнокомандующим русскими войсками генерал-фельдмаршалом Григорием
Потемкиным.
Князь Потемкин, как и все мужчины до него, не собирался отказываться от такого прекрасного цветка. Он благоволил к Софии, устроил ее судьбу и позаботился о будущем блистательной красавицы. К тому времени муж стал помехой. В откупную для Юзефа Витта вошли звание графа Священной Римской империи, генеральский чин и должность коменданта Херсона с окладом 6 тысяч рублей годовых серебром.
А Григорий Потемкин знакомит Софию с российской императрицей Екатериной II. Молодая понятливая особа понравилась русской царице и та одарила ее брильянтовыми сережками и имением в Белоруссии.
Когда князь Таврический ушел в лучший мир, Софье не о чем было жалеть.
От связи с Григорием Потемкиным ей достались – греческое селение Массандра, имения в Симеизе, Мисхоре, дача возле Симферополя и дворец в Петербурге. Что же, справедливости ради надо признать, что столь роскошные подарки Софья получила не только за красивые глаза. Прекрасная гурия выполняла для России поручения деликатного политического характера.
Одно их них свело ее с польским паном, графом Станиславом Щенсным-Потоцким. По замыслу Екатерины, неотразимое обаяние Софии должно было склонить графа на сторону России и тем самым решить судьбу движения за независимость Польши. Затея удалась как нельзя лучше.
Софии на тот момент исполнилось всего лишь 25. В ее жизни все еще было впереди.
Графиня Потоцкая
Страсть между Софией и Станиславом Потоцким разгорелась такая, что жар ее мог остудить разве что законный брак.
Но, увы, Станислав Потоцкий уже был женат на Юзефине Мнишек, которая родила ему к тому времени одиннадцать детей. София тоже оставалась замужем, и хотя ее «первая ступенька» давно исчезла с горизонта, законные права на Софию Витт имел. Впрочем, к нему применили испытанный прием – подкуп. А вот граф не мог добиться развода. Он женился на Софии только после смерти жены, в 1798 году. Любовь его не ослабевала с годами.
В 1802 году, в день именин Софии, граф подарил ей парк в Умани.
До сих пор «Софиевка» считается одним из красивейших мировых образцов паркового искусства.
В браке с Потоцким у Софии родилось пятеро детей: три сына и две дочери, Софья и Ольга. Ольга впоследствии вышла замуж за Льва Нарышкина. Именно Ольге Станиславовне Нарышкиной принадлежал дом в Одессе, который мы до сих пор называем дворцом Потоцких (ныне Художественный музей).
Все бы хорошо, но собственную натуру не умеришь. Станислав Потоцкий был уже стар. Зато его сын от первого брака, Ежи Потоцкий, хоть и порочен, но необыкновенно хорош.
Связь Софии с пасынком, на 16 лет младше ее, не могла укрыться от графа. Может быть, это и подтолкнуло его к могиле раньше времени.
Он умер в 1805 году, а бурные взаимоотношения Софии с игроком и мотом Ежи Потоцким длились еще четыре года. Она еле избавилась от него, заплатив долги и обеспечив ему безбедную жизнь за границей, где он умер через некоторое время от многочисленных болезней.
Графиня Потоцкая скончалась в Берлине в 1822 году, завещав похоронить себя в Умани, что и было исполнено.
Своим детям София Потоцкая оставила 60 млн. рублей деньгами, дворцы и обширные земельные угодья.