В отношениях Белоруссии и коллективного Запада происходит что-то странное и даже загадочное. С одной стороны, США и ЕС оказывают колоссальное давление на Александра Лукашенко, чтобы выбить его из президентского кресла. Они даже используют для этого площадку ООН, вводят санкции против белорусского режима, то есть формально демонстрируют крайнюю серьезность своих намерений, не признавая Александра Лукашенко легитимным белорусским лидером. С другой – сохраняют, а в чем-то и укрепляют дипломатические отношения с официальным Минском.
И тут вдруг, верховный представитель Союза по внешней политике Жозеп Боррель дал понять, что принципиальных и жестких решений ждать не стоит. Мол, «выборы мы не признаем, но вынуждены поддерживать связи с официальным Минском». Далее Александр Лукашенко не попал в предварительный санкционный список, на чем настояла «старая» Европа — Германия, Италия и Франция. Венцом шизофренического абсурда стало утверждение кандидатуры на должность посла США в Белоруссии. Теперь понятно, что и Вашингтон, несмотря на непризнание легитимности белорусской власти, не намерен приостанавливать с ней процесс укрепления дипломатических отношений. Спустя долгих 12 лет после их разрыва. Зная все это, Украина до последнего ждала отмашки США перед заявлением о нелегитимности Лукашенко.
По примеру той же Украины в американские выборы включена и Белорусь: Байден уже предъявил Трампу претензии за «недобитого тирана» Лукашенко.
Дело в том, что сохранение дипломатических отношений, а особенно вручение верительных грамот европейским и американским послам от Александра Лукашенко, в корне обессмысливает все заявления о «непризнании» и «нелегитимности» действующей власти в Белоруссии. Принципиальная позиция остаётся лишь на словах — политики рядятся в тоги защитников демократии скорее по старой привычке, пытаясь не раздражать свой электорат.
Что действительно важно для западных политиков, так это не стать катализаторами углубления интеграции Белоруссии и России, реализации Союзного договора 1999 года. Это значительно усилило бы позиции Москвы в Восточной Европе. В текущих условиях у Брюсселя и Вашингтона по Белоруссии есть задача-минимум: способствовать нейтральному статусу республики, чтоб она отделяла ЕС от России.
Со своей стороны, постаралась и белорусская власть. Так в Белоруси юридически не признали Крым частью России, отказались от создания новой российской военной базы на своей территории. Началось сближение власти с некоторыми прозападными политическими институтами, трансформировалась риторика провластных политологов, идеологов и госСМИ. Подобная геополитическая всеядность происходила на фоне постоянных кризисов в отношениях с Россией: «мясо-молочные войны», расхождения по вопросам дальнейшей интеграции и, наконец, недоговоренность по ценам на российские энергоносители для республики.
Власти в Минске хотели бы вернуться к довыборному балансированию между Западом и Россией, только это «балансирование» день за днем усиливает позиции прозападного дискурса, который, в конечном итоге управляет поведением людей. Запад еще не утратил надежду задушить Беларусь в своих токсичных объятиях. Наступит момент, когда у Запада это получится и тогда Лукашенко с удовольствием вышвырнут на помойку истории.
Так что далеко не факт, что после разрешения политического кризиса в Белоруссии мы увидим ускорение интеграции в Союзном государстве.