14 октября New York Post опубликовала материалы, полученные якобы из его личного компьютера. Издание утверждает, что сам Хантер или его помощник принесли залитый водой ноутбук в ремонтную мастерскую еще в прошлом апреле, но так и не забрали устройство и не заплатили за починку. В декабре 2019-го владелец сервиса сообщил о ноутбуке ФБР, после чего правоохранители конфисковали его — в публикации есть снимок ордера на изъятие. Однако, перед тем как отдать его федералам, хозяин компьютерного ремонта сделал копию данных с жесткого диска и передал Роберту Костелло — он защищает интересы бывшего мэра Нью-Йорка и личного адвоката Трампа Руди Джулиани. А последний передал копию жесткого диска журналистам NY Post.
Cоцсети отреагировали на расследование NY Post скептически. Facebook пообещал препятствовать распространению контента о публикации NY Post. Twitter заблокировал статью за нарушение нормы об “украденных хакерами материалах”, а также забанил персональный аккаунт пресс-секретаря президента США Кейли Макинэни, которая написала о расследовании.
Тем не менее, материалы из компьютера Хантера Байдена проливают свет на его коррупционные дела в украинской газовой компании Burisma — письма из его электронной почты якобы подтверждают, что он вместе с отцом помогал скандальному украинскому бизнесмену уйти от правосудия. Кроме того, на жестком диске сохранилось домашнее видео сына бывшего вице-президента, на котором он занимается сексом и употребляет кокаин, а также множество его непристойных фотографий.
Однако, обо всем по порядку. В апреле 2014 года, почти сразу после Революции Достоинства и ровно за три дня до визита вице-президента Джо Байдена в Киев, его сын Хантер Байден получил должность члена совета директоров Burisma, на тот момент крупнейшей частной газовой компании Украины. На этой должности он находился до апреля 2019 года.
Республиканцы обвиняют Байдена-отца в том, что, протолкнув своего сына в совет директоров Burisma, он создал для него комфортную синекуру. Компания платила Хантеру до 50 тыс долларов в месяц лишь за то, что само его присутствие в совете директоров открывало компании доступ к высшему руководству США. Кроме того, это давало создателю компании и бывшему соратнику Януковича Николаю Злочевскому иммунитет от украинских и международных расследований.
Злочевский основал Burisma в ?2002 году. Руководство компании он совмещал с государственными должностями. В 2002, ?2006 и 2007 годах он избирался в Раду от ?СДПУ(о) (бывшая партия путинского кума Виктора ?Медведчука) ?и от “Партии регионов”. С 2010 по 2012 год — министр экологии, а с 2012 по 2014 — замсекретаря Совета нацбезопасности.
И до, и после Майдана в Украине Злочевский считается одним из главных коррупционеров. В 2014 году Генпрокуратура Украины возбудила против него уголовное дело. В это же время европейские страны договорились начать крупное международное расследование о коррупции в украинском руководстве во время правления Януковича, чтобы вернуть похищенные деньги.
Британское бюро по борьбе с крупным мошенничеством заморозило счета Злочевского на 23 млн долларов. Однако вскоре после попадания Байдена в совет директоров Burisma оба дела развалились, а Злочевского оставили в покое.
Также стоит напомнить, что именно участие Хантера в руководстве Burisma и открыло возможность демократам попытаться организовать импичмент Дональда Трампа — президент якобы давил на украинское руководство, чтобы то завело на Байдена-младшего дело и, таким образом, поставило в крайне неудобную ситуацию его отца.
NY Post опубликовала несколько писем из электронной почты Хантера Байдена, которые приходили ему в 2014—2015 годах. 17 апреля 2015 года член совета директоров Burisma Вадим Пожарский благодарит сына вице-президента за то, что тот пригласил его в Вашингтон и дал шанс встретиться с его отцом. “Это действительно честь и удовольствие”, — завершает свое послание украинский бизнесмен.
В письме от 12 мая 2014 года Пожарский просит у Байдена и его партнера Девона Арчера, который тоже входил в правление Burisma, оказать давление на украинские власти. По словам бизнесмена, руководство страны в лице партии “Свобода” Олега Тягнибока (наряду с “Правым сектором” — одна из главных движущих сил революции 2014 года, глава), которая контролирует министерство экологии и генпрокурора (тогда его обязанности исполнял член “Свободы” Олег Махницкий), вымогает деньги у некоего N.Z. и обещает уничтожить его бизнес, если тот не заплатит. Под этими инициалами скрывался основатель Burisma Николай Злочевский. Кроме того, Пожарский пишет, что украинское МВД пытается давить и на саму Burisma и угрожает всему бизнесу. В ответ Хантер запросил дополнительную информацию о расследованиях.
В декабре 2014 года Джо Байден начал давить на Порошенко и Киев, чтобы заставить их отстранить от должности нового генпрокурора страны Виктора Шокина, угрожая лишить страну миллиардного кредита. Примерно через месяц развалилось и британское, и украинское дела против Злочевского. В 2017 году олигарх заключил сделку с Порошенко: Burisma выплатила 180 млн гривен долга украинской казне, все дела против ее владельца были закрыты, и он смог вернуться на родину.
В сентябре 2014 года Пожарский отправил Байдену еще несколько писем, в которых рассказывал о законопроектах о повышении налогов, которые могут сильно повредить Burisma. В электронном письме от 24 сентября Пожарский сообщил, что собирается поделиться этой информацией с посольством США в Киеве, а также с офисом Амоса Хохштайна — он тогда работал спецпосланником Госдепартамента по энергетическим вопросам. Через три года после этого Хохштайн стал независимым членом совета директоров украинской госкомпании “Нафтогаз”, но уволился с этой должности буквально на днях, 12 октября.
Байден-отец много раз отрицал, что хоть раз обсуждал с Хантером его украинские дела, а также что хоть как-то взаимодействовал с украинскими бизнесменами. Республиканцы заваливали его доказательствами, порой весомыми, а порой не очень, но он продолжал упорно гнуть свою линию. После публикации NY Post многие из них в очередной раз обвинили демократа во лжи.
Письма NY Post станут еще одним ударом по репутации Хантера Байдена, но вряд ли серьезно повлияют на ход президентской гонки. В непотизме семейство Байденов стали обвинять еще в конце 1990-х, когда сын влиятельного сенатора начал получать очень денежные должности в частных компаниях. Основные обвинения о том, что Хантер был нужен Burisma, чтобы связывать ее руководство с американским вице-президентом, прозвучали еще в 2014 году.
Впрочем, публикация NY Post еще может стать для Байдена очень неприятным сюрпризом. Если он выиграет выборы, а переписка Хантера с Пожарским все же окажется настоящей, республиканцы могут отомстить демократам за импичмент Трампа и инициировать импичмент уже против самого Байдена — причем на основании той же самой истории.