Длиннохвостые макаки (Macaca fascicularis), живущие на Бали недалеко от местной достопримечательности — храма Улувату, привыкли к соседству с людьми и стали грабить туристов. Отнятые вещи они отдают обратно в обмен на еду (фрукты или печенье). О необычном поведении обезьян было известно и раньше, но сейчас бельгийские и канадские исследователи впервые изучили его в природных условиях, а результаты опубликовали в Primates.
Индуистский храм Улувату находится на юге Бали на вершине утеса, примерно в 70 метрах над уровнем моря. Туристов привлекают сюда не только живописные виды и храмовые скульптуры, но и балийские танцы, которые здесь исполняются каждый вечер. На территории храма и в окрестных рощах обитают «священные» длиннохвостые макаки, которые, как считается, охраняют святилище от злых духов. Служители храма и многочисленные туристы подкармливают обезьян, и те в результате выработали привычку отбирать у туристов несъедобные предметы и отдавать их (и то не всегда) в обмен на еду.
Недалеко от Улувату обитают четыре группы макак, состоящие из взрослых самцов и самок, подростков и детенышей. Авторы нового исследования наблюдали за ними в течение четырех месяцев, чтобы, во-первых, зафиксировать, насколько часто встречается «грабеж с целью обмена», а во-вторых, выяснить, насколько на это поведение влияют антропогенные факторы (место обитания или присутствие человека) или демография (соотношение пола и возраста макак и плотность группы).
Оказалось, что большинство попыток грабежа (в среднем, больше 85 процентов) были удачными. После этого макаки в половине случаев обменивали украденные предметы на еду. Чаще всего обезьяны отнимали очки (55 процентов случаев), шляпы и обувь (примерно по12 процентов). При этом две группы обезьян, которые проводили больше времени по соседству с людьми, отнимали вещи у туристов чаще, чем две другие, и разнообразие украденных ими предметов было выше. Исследователи заметили, что в этих группах грабежом занималось б?льшее число макак. В то же время число удачных попыток во всех четырех группах было примерно одинаковым. Выяснилось, что взрослые самцы и самцы-подростки грабили туристов значительно чаще, чем самки, а вот плотность группы не влияла на частоту и распространенность «грабежа с целью обмена».
Интересно, что недалеко от храма Улувату обитает еще одна группа макак, которая раньше никак не контактировала с людьми. Несколько лет назад члены этой группы начали мигрировать и присоединяться к «храмовой» популяции обезьян, а через три года они были инициаторами грабежа почти в десяти процентах случаев.
По словам ведущего автора статьи Фани Броткорн (Fany Brotcorne) из Льежского университета, исследование может помочь ученым больше узнать о психологии приматов: как информация передается из группы в группу и насколько осознанно действуют обезьяны. Возможно работа поможет понять и когнитивные способности людей.
«Мы знаем немного о навыках обмена и торговли у животных. Обычно считается, что они есть только у людей», — добавляет Броткорн.