Реформа Конституции введет Украину в круг успешных стран, – считает Петр Порошенко. Но вопреки коалиционному соглашению, на которое часто любят ссылаться народные избранники, с подготовкой поправок в Основной Закон страны они не сильно торопятся. Во всяком случае, лишь три месяца тому назад утвержден персональный состав созданной Президентом Конституционной комиссии во главе с председателем Верховной Рады Владимиром Гройсманом.Словом, улита движется.
Принятие выработанных комиссией изменений в Конституцию ожидается не ранее октября нынешнего года. Да и то, если Верховная Рада воспримет ее инициативы. Сомнений на сей счет немало, поскольку парламент порой заваливал куда менее значительные законопроекты. А здесь речь идет об изменениях в Основной Закон страны. И вряд ли при их рассмотрении обойдется без конфликта интересов, поскольку входящие в коалицию фракции возглавляют весьма амбициозные политики, до того уже замахивавшиеся на президентскую булаву. Думается, будь кто-то из них на месте Порошенко – наверняка бы педалировал тему усиления президентской власти. Но коль не они сегодня главные, то им ничего другого не остается, кроме как уповать на то, что Украина ныне – парламентско-президентская республика. В то же время наши «очильники» не устают напоминать, что ключевым элементом конституционной реформы должна стать децентрализация. Однако, в отличие от словесных деклараций, на деле она постоянно откладывается. Недавно премьер Яценюк констатировал, что к 25 октября осуществить ее, скорее всего, не удастся, и местные органы власти будут избраны с не очень ясными полномочиями. И, стало быть, впоследствии не обойтись без новых выборов на местах. Не страховка ли это на случай неудачи «Народного фронта» на предстоящих местных выборах? Ведь рейтинг этой политической силы постоянно снижается. Видимо, поэтому «фронтовики» сегодня скорее лишь на словах за быстрейшее распределение полномочий между Киевом и регионами. На деле же правительство Яценюка вряд ли желает предлагаемую Конституционной комиссией реальную децентрализацию власти. Судя по всему, его устраивает ситуация, когда органы местного самоуправления получают лишь «финансовые ручейки», в то время как основной поток денежных средств идет в Киев. По некоторым подсчетам он составляет до 70% собранных по всей стране налогов.
Базовым уровнем децентрализации, по мнению Конституционной комиссии, должны стать территориальные общины – города, села, поселки. Но предлагая сконцентрировать там львиную долю конституционных прав, авторы изменений в Основной Закон избегают конкретики, в смысле финансового обеспечения этих предложений. Что вполне объяснимо, если учесть, что к работе Конституционной комиссии привлечены три экс-президента Украины, которые в свое время жестко контролировали налоговые потоки, оставляя органы местного самоуправления на голодном пайке. Нельзя сказать, что в укреплении финансовой независимости местных громад заинтересованы и неправительственные иностранные организации, которые в конституционной комиссии представлены так называемой «чертовой дюжиной». За разговорами о децентрализации они явно выполняют волю своих «хозяев», советуя усилить роль центра в обеспечении обороны, национальной безопасности, внешней политики. А вот об обеспечении реальных прав граждан на охрану здоровья, образование, социальную поддержку разработчики поправок в Конституцию помалкивают. Зато говорят об усовершенствовании конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. От главного для жизни людей уводят и предложения правительственных чиновников. К примеру, Арсений Яценюк одной из задач конституционной реформы считает отмену неприкосновенности депутатов и судей. Сомневаюсь, что эта задача интересует граждан больше, чем отмена необоснованных тарифов и индексация зарплат и пенсий. Но под сурдинку поправок в Конституцию заговариваются проблемы, реально беспокоящие граждан.
Через изменения в Конституцию, неверное, стремится решить свои вопросы и Петр Порошенко, прежде всего, в плане усиления президентских полномочий. Взять хотя бы предложение о вводе должности префекта вместо нынешних глав облгосадминистраций. Причем, с правом ветирования решений органов местного самоуправления. Обратим внимание на то, что такого права не дает губернаторам ныне действующая Конституция. Не было такого права и у работавших наряду с исполкомами представителей Президента в областях. А здесь изменения будто бы на пользу обществу. На деле же выходит, что они в интересах узкого круга лиц. Как видим, исподволь внедряется президентская форма правления.
Вообще, предлагаемые Конституционной комиссией поправки в Основной Закон таят в себе немало подводных камней.
Бывший президент Кравчук считает, что поправки в Конституцию необходимо внести до местных выборов, иначе обновленные местные органы власти окажутся нелегитимными. Но одобрит ли законопроект Верховная Рада? Правда, у Порошенко есть уже такие апробированные инструменты воздействия на нардепов, как лишение их посредством обращений Верховного суда и Генерального прокурора депутатской неприкосновенности и угроза парламенту роспуском. С учетом этого – утверждение изменений в Конституцию вполне реально.