В четверг, 9 июля 2015 года, в 11:00 в офисе Благотворительной организации "Фонд помощи морякам "Ассоль" (Одесса, пр.Шевченко 8\5, офис 16) состоится пресс-конференция родственников украинских моряков - членов экипажа контейнеровоза AS Castor, находящихся второй месяц фактически в заложниках в Западной Африке.
В пресс-конференции принимают участие:
Виктория Озаринская - жена капитана
Лариса Панюшкина - жена 2-го помощника капитана
Халяпина Вера - жена 2-го моториста
Светлана Варагян - жена моториста
Свинтсицкая Марина - жена стюарта
Муругова Анна - председатель правления БО "Фонд помощи морякам "Ассоль"
На пресс-конференции будут освещена актуальная ситуация с членами экипажа AS Castor. Будет распространено открытое обращение родственнки членов экипажа.
В открытом обращении родственников моряков сказано следующее:
Благосостояние каждой второй семьи в Одессе так или иначе связано с морем. Но если раньше в одном только Черноморском пароходстве - крупнейшем в Европе насчитывалось около 300 судов, то ныне суда торгового и круизного флота под украинским флагом - редкое исключение из правил. А, значит, десятки тысяч профессионалов, чтобы не остаться без средств к существованию вынуждены наниматься на работу к иностранным судовладельцам. И ситуации, в которых оказываются наши соотечественники, бывают абсолютно разные.
А в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств многие обращаются за защитой и поддержкой в одесскую благотворительную организацию "Фонд помощи морякам "Ассоль", которая вот уже 6 год помогает украинским морякам и членам их семей.
Эта тревожная история началась обыденно. Украинские моряки при помощи крюинговой компании заключили контракты и отправились на работу. Контейнеровоз AS Сastor со смешанным экипажем, под флагом Маршалловых островов, управляемый немецкой компанией, совершал рейс по маршруту из испанского Лас Пальмас в Африку. Все как обычно - заходы в порты, разгрузки-погрузки, штормы и штили, вахты и нелегкий труд. Неприятности начались после прихода в Гвинею. 3 июня судно было арестовано в Конакри после того, как полиция нашла в контейнере с сахаром две упаковки с кокаином. Этот контейнер был взят на борт в Лас-Пальмас как транзитный, он прибыл в Конакри из Бразилии. При погрузке в Испании на AS Kastor - 2 контейнера (и злосчастный - один из них) расположили в трюме в положении, физически не дающим возможность членам экипажа доступ к содержимому.
Сразу же были арестованы капитан и старший помощник, время от времени допросам подвергают и других моряков. На судне дважды проходили повальные обыски. Уже несколько раз проходило заседание местного суда, но определиться и предъявить обвинения морякам и оператору судна (немецкой компании Alpha Shipmanagement) с конкретными фактами их вины суд так и не смог. Экипаж судна 17 человек, из них 10 – украинцы, 1 гражданин Польши и 6 граждан Филиппин, оказались фактически в заложниках.
При содействии "Ассоль" к делу активно подключились дипломатические службы Украины - Департамент консульской службы МИД, посольство Украины в Сенегале (в его юрисдикции находится Гвинея), почетный консул Украины в Гвинее, посольство Украины в Германии, Генеральное консульство Украины в Гамбурге (по месту нахождения судовладельца). Они работают в тесном контакте с дипломатическими службами Германии и Филиппин. Однако все действия дипломатов пока не принесли результат. За поддержкой наша организация обратилась в международные морские организации, занимающиеся защитой прав моряков. В частности это "Seafarers Right" (Права моряков) и "Human Rights At Sea" (Права человека на море). Специалисты последней пообещали помощь, и нами уже сконтактированы с украинскими членами экипажа в Гвинее.
Несмотря на отсутствие каких либо доказательств и обвинений, капитан и старпом до сих пор находятся в местной тюрьме, среди преступников и в антисанитарных условиях, а экипаж заключен под охраной на борту судна. Все они под постоянным психологическим прессингом. Несколько человек уже успели заразиться местными заболеваниями. Есть подозрения на малярию. Надеяться на нормальную медицинскую помощь в этих условиях не приходится.
Из редкого общения украинского капитана со своей женой:
Морские эксперты отмечают, что такие ситуации, к сожалению, нередко случаются в странах Западной Африки и Южной Америки, власти даже иногда могут "сфабриковать" обвинение и выставить немалые финансовые условия освобождения в виде залогов и штрафов, фактически шантажируя судовладельца судьбой экипажа и простоем судна, а возможно, и угрозой его конфискации.
"Считайте это открытым официальным обращением. Мы обращаемся ко всем организациям, которые могут оказать помощь в такой ситуации: Международному морскому и правозащитному сообществу, Верховному комиссару ООН по правам человека, Африканскому союзу, Международной морской организации, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Президенту и Премьер-министру Украины а также всем-всем-всем людям, организациям, политикам и бизнесменам:
Мы, родственники экипажа AS Castor, посылаем в открытый эфир сигнал "SOS". 10 семей ждут Вашей помощи, умоляем Вам сделать всё возможное и невозможное, чтобы наши родные живыми и невредимыми в скорейшем времени вернулись домой!"