Она не только одна из самых востребованных оперных певиц нашего времени, пятикратная обладательница премии "Грэмми", но и амбициозный художественный руководитель. Легендарная итальянская меццо-сопрано Чечилия Бартоли посвятила euronews в свои творческие планы, рассказала, чем живёт, и что её вдохновляет.
Мы встретились с ней со Флоренции, на фестивале академической музыки Maggio Musicale Fiorentino, где она исполнила главную партию в опере "Альцина" – шедевре барочной музыки Георга Фридриха Генделя. В испанской Валенсии нам посчастливилось побывать на концерте её ансамбля аутентичных барочных инструментов "Les Musiciens du Prince". На Лазурном берегу, в Монако, она предстала перед нами в своей новой роли директора Оперы Монте-Карло.
На улицах Флоренции компанию Чечилии Бартоли составила её мать. Именно Сильвана Баццони Бартоли привила ей страсть к музыке. Будущую диву всегда окружала музыка, оба её родителя были оперными певцами и назвали дочь в честь Цецилии Римской, покровительницы церковной музыки.
Первые уроки пения она получила у своей матери, которая так и осталась её единственным вокальным педагогом.
Чечилия Бартоли оперная певица
По словам, Сильваны Баццони Бартоли, у дочери рано обнаружились музыкальные способности: "Чечилия была одарённым ребёнком. Сама я легко брала высокие ноты и стала учить этому дочь, она быстро схватывала. Я аккомпанировала ей на фортепиано, но часто не могла угнаться за её голосом".
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ УСПЕХ
Голос Чечилии Бартоли покорил широкую слушательскую аудиторию по всему миру. Аудио- и видеозаписи с ариями оперной дивы были проданы тиражом более 10 миллионов экземпляров. Это рекорд среди классических исполнителей.
В 2016 году Чечилия Бартоли осуществила свою мечту, создав собственный оркестр старинных инструментов "Les Musiciens du Prince" ("Музыканты князя Монако"), возрождающий оригинальное звучание эпохи барокко.
"Сейчас мы команда, можно даже сказать семья", – говорит Джанлука Капуано, ведущий дирижёр ансамбля. – Мы прекрасно чувствуем друг друга в музыкальном плане. Достаточно одного взгляда на Чечилию или музыкантов – и всё понятно".
"Мы используем инструменты, копии инструментов, которые использовались в ту или иную эпоху, – поясняет Джанлука Капуано. – Мы стремимся обрести аутентичное звучание, которым наслаждались современники композитора".
В ПОИСКАХ РЕДКОСТЕЙ
Передать подлинную красоту шедевров прошлого – миссия, которую возложила на себя Чечилия Бартоли. Страстный исследователь архивов музыкальных библиотек, она вернула к жизни произведения давно забытых композиторов разных эпох.
"Я любопытна по природе и следую примеру великих музыкантов, которые сами проявляли изощрённость в поиске репертуара. Мне нравится работа в архивах. Я думаю, нам ещё предстоит открыть для себя музыку, которая на сегодняшний день неизвестна, но которая стоит того", – говорит певица.
"КАСТРАТОМАНИЯ"
Чечилия Бартоли заинтересовалась ариями, написанными для певцов-кастратов в эпоху барокко, и записала альбом в честь мастера колоратуры Фаринелли (1705-1782).
Кастраты пели в церковных хорах, куда до XIX века не допускались женщины, но со временем "голосами ангелов" заинтересовались в оперных театрах. Пик "кастратомании" пришёлся на XVII – начало XVIII вв. В большинстве случаях в школы для "castrati" отправлялись – нередко насильно – мальчики из бедных семей, родители так рассчитывали обеспечить своим детям будущее. Аристократ Фаринелли (настоящее имя – Карло Броски) – исключение. В возрасте от 7 до 12 лет, то есть до начала ломки голоса, детей подвергали кастрации – половые железы удалялись хирургическим путём. Изувеченные дети затем обучались вокалу в специальных учреждениях в Болонье и Неаполе.
Практику кастрации юных певцов осуждали уже во второй половине XVIII века, в числе её критиков – Жан-Жак Руссо. В 1902 году папа римский Лев XIII окончательно запретил кастрации. Сегодня партии, написанные для кастратов, исполняются как женщинами (контральто, меццо и сопрано), так и мужчинами (контратеноры). Обложка альбома "Farinelli" – своеобразный оммаж легендарному певцу.
"ПРОСТОТА – ПРИВИЛЕГИЯ ВЕЛИКИХ"
"ВИДЕНИЕ И СТРАСТЬ"
Чечилия Бартоли открыла новую главу своей творческой жизни. С этого года, она – художественный руководитель Оперы Монте-Карло. Впервые в истории престижного театра программу сезона представила женщина.
"Я впервые возглавляю театр. До этого я была директором Зальцбургского Троицкого фестиваля, это очень важная институция. Но быть художественным руководителем оперного театра – это нечто совсем иное. В конце концов, испытывать страсть ко всему, что делаешь, – вот в чём секрет. Самое главное – видение и страсть", – говорит Чечилия Бартоли.
Чечилия Бартоли оперная певица
Большую часть своего времени она теперь проводит в легендарном театре на Лазурном берегу, который был открыт в 1879 году. Жемчужина архитектуры, опера Монте-Карло была построена по проекту Шарля Гарнье, создателя Гранд-опера в Париже.
Открывать первый сезон Чечилии Бартоли в Монако будет всемирно известный французский контратенор Филипп Жарусски.
Контратенор рассказал нам о работе в коллективе: "Нам очень нравится работать вместе, чувствуется гармония, сродство душ. Вокалисты хотят превзойти себя, оправдать доверие Чечилии, вдохновиться её художественным видением, ведь её творчество – новое слово в истории музыки". У нового художественного руководителя амбициозные планы – уместить в программе три века классики. Она также намерена продолжать выступать.