Государственный оператор атомных станций НАЭК “Энергоатом” на рынке на сутки вперед (РДН) сознательно ставит завышенную цену электроэнергии. В результате часть его ресурса не продается на РДН и выпадает на балансирующий рынок (БР). На БР эту электроэнергию по 1 копейке за МВт-ч покупает генерация ДТЭК Рината Ахметова и продает потребителям по рыночной цене — около 3 тыс. грн/МВт-ч. В результате, государственная компания производит электроэнергию, но не продает. А частная — не производит, но продает, пишет Монополист.
Торги на РДН проходят так: каждый продавец выставляет заявку, где указан объем и цена за МВт/ч в каждый конкретный час. То же делает покупатель со своей стороны. Там, где объем и цена с обеих сторон пересекаются, происходит акцепт купли-продажи.
Если покупателям не хватает предложенной электроэнергии, они покупают ее на балансирующем рынке по более дорогой цене. И наоборот, если часть предложений не акцептована покупателями (например, из-за завышенной цены или из-за отсутствия потребности), ее с большим дисконтом (0,01 грн/МВт-г) выкупает маневровая генерация, которая в это время “разгружается” на соответствующий объем.
Так вот, в марте объем положительных небалансов (лишней электроэнергии) значительно возрос. Эта электроэнергия лишняя на рынке потому, что трейдеры Энергоатома указывают в заявках на продажу слишком высокую цену.
В результате ресурс других продавцов выкупается, а атомная э/э выпадает на БР. Там ее “подхватывает” ДТЭК, который имеет долгосрочные контракты на поставку э/э и выполняет их за счет атомной энергии.
Такая схема возможна при двух условиях.
- Трейдеры Энергоатома или настолько тупые, что каждый день ставят высокую цену, надеясь что “сегодня все-таки распродадут”, или выполняют договоренность с покупателем.
- Покупатель, то есть ДТЭК, точно знает, что положительные небалансы на РДН будут, поэтому может прогнозировать график производства и поставок.
Такая ситуация уже была в 2020 году и продолжалась до октября, когда Ээнргоатом начал выставлять меньшую цену в заявках. Правда, тогда действовали правила, по которым дисконт на БР составлял 45%, а не 100% как сейчас.
Право на выкуп излишней э/э на БР имеет маневровое поколение. У нас это тепловые и гидроэлектростанции, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Донбассэнерго Максима Ефимова, государственная Центрэнерго и ТЭЦ производят слишком мало, чтобы хотя бы формально разгружать свои ТЭС на объем небалансов.
Государственная Укргидроэнерго из-за наводнения, которое длится с января, зарабатывает достаточно, чтобы этим не заниматься.
И только у ДТЭК есть гарантированные потребители — собственные шахты и металлургические предприятия Метинвеста Ахметова. Всегда есть, кому поставлять э/э.
Общие потери “Энергоатома” в пользу ДТЭК можно посчитать исходя из того, что за 20 дней марта объем отрицательных небалансов составил 340 тыс. МВт-ч. Умножая на 3 тыс. грн/МВт-ч, получаем более миллиарда гривен за две декады.
Понятно, что не 100% эти небалансы Энергоатома, не 100% их откупает ДТЭК и не 100% идут по цене 0,01 грн/МВт-ч. Но большая часть — однозначно ДТЭК.