При формировании государственного бюджета на 2016 год стало ясно, что начатая было в Украине медицинская реформа не будет продолжена. Стоит ли в связи с этим огорчаться или надо, наоборот, радоваться? С одной стороны, необходимость переформатирования системы здравоохранения уже давно назрела.
С другой, начатую реформу некоторые специалисты характеризуют как «мягкий геноцид».
Напомним, она начиналась с распределения медицинской помощи по уровням. На первом теперь находятся так называемые семейные врачи общей практики. Они должны решать примерно 80% проблем, связанных с человеческим здоровьем. От обычного участкового терапевта семейный врач отличается, прежде всего, широтой знаний. В его компетенцию теперь, по крайней мере по идее, входят все распространенные заболевания – от гинекологических до офтальмологических, как взрослые, так и детские. В тех случаях, когда знаний семейного врача все-таки не хватает, ему на помощь могут прийти так называемые узкие специалисты, из которых в настоящее время уже почти повсеместно сформированы консультативно-диагностические центры.
Работа больниц в настоящее время тоже во многом переформатирована. Наиболее хорошо оснащенные из них теперь должны служить для оказания скорой помощи. Курс лечения там максимально интенсивен и в то же время минимально краток. Затем пациенты должны попадать в так называемые больницы восстановительного лечения, где нет столь сложного оборудования, зато есть постоянный уход. Появились еще больницы планового лечения. Там тоже проводятся серьезные операции, однако, не требующие особой срочности. Последним звеном новой здравоохранительной системы должны были стать хосписы – учреждения для оказания паллиативной помощи (Паллиум – по-латыни значит облегчение). Однако до этого у наших властей руки, похоже, не дошли. В целом же вся многоуровневая система здравоохранения на сегодняшний день более-менее сформирована.
Теперь по поводу вышеупомянутого «мягкого геноцида». К сожалению, у так называемых узких специалистов не было никакой заинтересованности в переквалификации на семейных врачей. При невысокой зарплате их объем работы значительно увеличился и ответственность тоже. Кроме того, продолжительность курсов переквалификации составляла всего лишь четыре месяца. На изучение, к примеру, ЛОР заболеваний там отводилось только четыре дня, а на гинекологию – две недели. Между тем, многие врачи в нашей стране уже предпенсионного возраста. В результате, некоторые из них, хотя и считаются семейными, однако, даже боятся притронуться, к примеру, к новорожденному ребенку или к беременной женщине. В общем, все прошло как всегда: хотели как лучше, а получилось только для галочки.
Следующим этапом реформы должен был стать переход к так называемой солидарной медицине, когда здоровые платят за больных. Иными словами, все граждане Украины должны перечислять деньги на счет специального фонда, который будет финансировать работу здравоохранения. Сегодня оно тоже содержится за счет наших налогов. Однако пока финансирование идет просто из бюджета. В итоге, многие учреждения недополучают необходимые денежные ассигнования. И, как следствие, система здравоохранения, по сути дела, работает в условиях теневого рынка. Если у человека есть деньги, то он может получить вполне качественную медицинскую услугу, если же нет, то, как говорится, не взыщи.
Специальный же фонд, подобный пенсионному, по идее, должен был обеспечить доступность и равноправие граждан в получении медицинской помощи. Возможно, его наличие сгладило бы многие острые углы, возникшие на первом этапе реформы. По крайней мере, планировалось, что у врачей в силу сдельной оплаты труда появится заинтересованность в повышении своей квалификации.
Однако на сегодняшний день уже совершенно ясно, что такой фонд из-за дефицита денежных средств в государственном бюджете сформирован не будет. По словам директора департамента здраво-охранения Игоря Шпака, единственное новшество в 2016 году заключается лишь в том, что большая часть городских больниц теперь будет финансироваться из областного бюджета. Причем, пока совершенно непонятно – будут ли эти больницы переданы на баланс областного совета или по-прежнему останутся в коммунальной собственности города. Если смены балансодержателя не произойдет, то эти медицинские учреждения окажутся в положении нелюбимых пасынков.
В общем, медицин-ская реформа, как говорится, застопорилась на середине пути. При этом ожидаемых положительных изменений не произошло, зато дополнительные проблемы появились…