Информация к новости
9-12-2016, 17:04

В Одессу прибыл глава Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины

Категория: Первая полоса / Новости / Наука и образование


У нас появился канал в Telegram, в котором мы будем делиться с Вами новостями

В Одессу прибыл глава Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины

Страна сегодня остро нуждается в современных, качественно подготовленных правоохранителях, — таким был лейтмотив встречи главы Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины Сергея Горбатюка с руководством и студентами Национального университета «Одесская юридическая академия».

Ректор НУ «ОЮА» Владимир Завальнюк приветствовал гостя, рассказал о том, как сегодня университет готовит будущих профессионалов и сделал в ходе встречи акцент на том, насколько важно, чтобы будущие специалисты проходили практику в органах прокуратуры, в том числе и Генпрокуратуры.

"У нас обучается студенты со всех уголков Украины, многие из них становятся достойной сменой в органах прокуратуры. Очень важно, и этому уделяется большое внимание президентом Юракадемии, народным депутатом Украины Сергеем Киваловым, чтобы будущие специалисты получали кроме мощной теоретической базы знаний, и практические навыки. Нам для этого необходимо тесное сотрудничество с органами прокуратуры, которые, безусловно, тоже заинтересованы в молодых профессионалах. Следует отметить, что НУ «ОЮА» трудоустраивает 100% своих студентов и выпускников. В университете открыт Центр стажировок и трудоустройства, который дает возможность активной молодежи без опыта работы найти свою профессиональную нишу. Сервер активно развивается и пополняется новыми вакансиями, и уже показывает свои результаты»,
 — отметил Владимир Завальнюк.

Сергей Горбатюк в ответ подтвердил, что сложная работа не так давно созданного Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины также показала, насколько важны сегодня современные специалисты высокого класса.

Ну а далее Сергей Горбатюк встретился со студентами Института уголовной юстиции НУ «ОЮА». И здесь состоялся его долгий разговор с будущими специалистами о задачах, которые поставлены перед возглавляемым им Управлением, и, главное, о ходе расследования трагических событий на Майдане, о расследовании деятельности правоохранителей в ходе событий 2 мая 2014 года в Одессе.

Сергей Горбатюк, насколько это позволяет тайна следствия, рассказал и о том, какие методики применяются в этом сложном расследовании, почему порой оно идет «сложно» и что препятствует его проведению.  

Как рассказывает Сергей Горбатюк, Управление специальных расследований  Генпрокуратуры Украины было создано в составе Главного следственного управления Генпрокуратуры в декабре 2014 года с тем, чтобы в пределах одного следственного подразделения расследовать преступления, совершенные властной верхушкой времен Януковича. В частности, в это Управление были переданы дела, открытые в связи с убийствами и причинением телесных повреждений участникам акций протеста и сотрудникам правоохранительных органов во время столкновений в центре Киева; дела в отношении судей, следователей и прокуроров, которые задерживали и арестовывали участников акций протеста; и так называемые экономические дела в отношении бывших чиновников.

«Эти события оказали огромное влияние на всю нашу страну, и результаты расследования необходимы обществу — чтобы такое больше не повторялись. Известно, что к большинству этих трагических событий были причастны и представители правоохранительных органов. Сейчас по трагическим событиям на Майдане мы проверяем более двух тысяч эпизодов — в частности, нанесение телесных повреждений, убийства, применение оружия и гранат, фальсификация принятия законов 16 января, аресты активистов, преследование Автомайдана и так далее»,
— рассказал Сергей Горбатюк.

Глава Управления специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины Сергей Горбатюк сообщил студентам Юракадемии, что расследование происходит в отношении всех, кто причастен к разгону Майдана. За каждым эпизодом установлены люди, причастные к событиям, которым объявлено о подозрении, и те, по кому обвинительные акты направлены в суд.

Уже сообщено о подозрении многим лицам — экс-президенту, тогдашнему главе СНБО, его заместителям, министру внутренних дел, его заместителям, руководителю киевской милиции, его заместителю, председателю КГГА, начальнику отдела общественной безопасности и нескольким командирам «Беркута» и многим другим, — всего 197 лицам.

«Расследование трагически событий на Майдане началось практически в феврале 2914 года. Но следствие продолжается, многого я сообщить вам не могу, но ясно одно: преступлений такого масштаба в Украине еще не было, и правоохранительным органам пришлось непросто. Установлено, что только в Киеве пострадало две с половиной тысячи людей. Пострадали и представители правоохранительных органов. После того,  как в ноябре 2013 года начался Майдан, начались и системные противодействия протестным акциям, «верхушка» боялась потери власти. Противодействие протестным акциям имела системный характер, с применением незаконных методов — вплоть до открытого применения огнестрельного оружия. Кстати, термин «титушки» теперь «прижился» во многих языках. Второе направление расследования связано с незаконным задержанием митингующих. Следующее — противодействие такому движению, как Автомайдан, когда фальсифицировались протоколы, и участников Автомайдана лишали водительских прав»,
 — рассказал Сергей Горбатюк.

Есть ли сложности в ходе расследования? Есть, и немало.

«Главными проблемами в расследовании преступлений против Майдана является отказ виновников событий «сдавать» своих коллег и руководство в правоохранительных органах, причастных к преступлениям на Майдане. А поэтому очень сложно доказать причастность тех, кто не совершал преступление, а был посредником, то есть, давал преступный приказ. А без показаний или тех, кто давал приказ, или тех, кто выполнял приказ и непосредственно совершал преступление, это крайне трудно»,
 — говорит Сергей Горбатюк.

 И еще проблемы:

«К сожалению, наши суды долго рассматривают эти дела. Самоотводов судей много, равно как и отправлений дел доследование. Это тоже проблема. Что же касается расследования убийств, то и тут мы столкнулись с большой проблемой, и не одной. Так, в таких случаях информация соберается, начиная с осмотра тела на месте преступления, но мы имеем такую ситуацию: ни один из убитых на Майдане не был осмотрен правоохранителями непосредственно на месте преступления, а уже позже, когда тело было перенесено «в сторону», когда оно находилось, к примеру, в машине «Скорой помощи». Еще проблема: много документов было уничтожены тогда же — самими правоохранителями. Так хотели «скрыть следы», многие необходимые документы правоохранителями вообще не составлялись. Все это привело к тому, что теперь очень трудно установить, на каком конкретном месте находились в тот или иной момент представители правоохранительных органов. И теперь мы с трудом можем установить, какое подразделение на каком месте находилось в те дни. Результат: в противодействии протестным акциям участвовало огромное количество тех или иных подразделений, и их представители, участвующие в тех событиях, до сих пор не выявлены, они по сей день продолжают работать в правоохранительных органах. Судите сами: 15 тысяч правоохранителей участвовали в разгоне протестующих, а показания дали всего лишь человек двадцать, не более»,
 — говорит глава Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины.

Как подчеркивает Сергей Горбатюк, расследование таких преступлений потребовало и совершенно новых подходов.

«Есть очень много различной информации, и ее нужно систематизировать. Сейчас в нашем Управлении создается база данных всего огнестрельного оружия, которое использовалось правоохранителями на Майдане, равно как и база данных всех телефонных соединений в те дни. Эта база насчитывает 25 тысяч телефонных соединений. Также создана база данных о потерпевших, систематизация мест пребывания правоохранителей, база данных всех проведенных экспертиз, а их было проделано более 5 тысяч . Очень  много работ проделано нашими криминалистами, это у нас одно из самых важных подразделений. Особо хочу подчеркнуть: у нас, к сожалению, очень мало прокуроров-криминалистов, а они нам сегодня остро необходимы. Кроме того, мы добились введения таких новых должностей в Управлении, как должности штатных психологов, которые используют  в своей работе детекторы лжи (Полиграф), программистов, которые составляли специальные программы для нашей базы данных. И еще одно очень важное современное направление: мы впервые проводим 3D- экспертизы восстановления тех событий. А то ведь как получается: все трагические события происходили вроде на глазах у всех, а восстановить, как все это именно было, очень сложно. Для этого  нами и проводилась синхронизация всех полученных видеозаписей, и они теперь  восстанавливаются в 3D. Это сложная работа: собрано очень много видеозаписей, но обработано пока только 20 процентов. Мы используем в работе и приобретенную в Японии специальную программу идентификации (распознания) лиц. Ну и, кроме того, мы используем сети Интернет, конечно. Ведь многие записи в соцсетях позволяют пролить свет на события. Кроме того, активно сотрудничаем с различными общественными организациями, которые заинтересованы в расследовании этих преступлений; изучаем и анализируем и критику в наш адрес»,
 — говорит Сергей Горбатюк.

Отвечая на вопросы студентов, Сергей Горбатюк отметил, что собрана информация и об убийствах и ранениях правоохранителей. Но поскольку ВР приняла в феврале 2014 года закон об общей амнистии по преступлениям в отношении правоохранителей, эти факты расследовать затруднительно. Он также отметил, что большинство ранений правоохранителей в те дни было связано и с тем, что руководство не выдавало им специальных средств защиты, применяя которые, многих ранений можно было бы избежать.

В конце встречи специалист подчеркнул:

«Нам необходимы хорошие специалисты, настояще профессионалы. Правоохранительные органы должны стоять на интересах граждан, а не слепом выполнении приказов и «пожеланий» высших руководителей. Нам нужны специалисты — настоящие, те кто и в самом деле готов приносить пользу обществу, и, уверен, большинство из вас выйдут из стен университета именно такими специалистами. Приходите к нам работать!».

Заведующий кафедрой уголовного права НУ «ОЮА» Евгений Стрельцов в заключительной части встречи подчеркнул коммуникабельность Сергея Горбатюка, его высокий профессионализм, уровень квалификации, и нацелил студентов Юракадемии на важность понимания, насколько необходим сегодня уровень современного образования, здоровые амбиции и высокое стремление каждого будущего юриста стать профессионалом самого высокого класса.

«Уверен, у вас все получится, И вы выйдете из стен нашего университета настоящими профессионалами, потому что здесь вы получаете мощную теоретическую подготовку, и тут делается все, чтобы она тесно сочеталась с практикой!»,
 — сказал Евгений Стрельцов.

После встречи со студентами для главы Управления специальных расследований Генпрокуратуры Украины была проведена экскурсия по Юракадемии, показаны современные, оснащенные всем необходимым аудитории, где обучаются будущие следователи. Внимание было уделено и недавно созданному Центру тестирования на полиграфе, в котором сертифицированые полиграфологи обучают будущих следователей особенностям работы с детектором лжи. Напомним, этот современный Центр был создан по инициативе президента НУ «ОЮА» Сергей Кивалова. Как сообщил на его открытии народный депутат Украины, президент НУ «ОЮА» Сергей Кивалов, заказывали его в компании Lafayette Instrument Company. Компания Lafayette Instrument Company, которая располагается в городе Лафает, штат Индиана (США), которая является безоговорочным мировым лидером в области производства и продаж детекторов лжи. Представители университета прошли специальное обучение и получили соответствующие сертификаты. Национальный университет «Одесская юридическая академия» — единственный в Украине вуз, который получил лицензию на использование такого полиграфа.

«Это и в самом деле большое событие для нашего вуза. Мы сегодня открываем Центр тестирования на полиграфе, более известном для широкой общественности как «детектор лжи». Главное, что отныне знания наших студентов-юристов будут еще глубже, ведь изучение работы на полиграфе поможет раскрывать преступления, как это доказывает европейская практика. Это только начало, будем вносить изменения и в действующее законодательство по применению полиграфа!»,
 — сказал на открытии Сергей Кивалов.

Галерея

prev
  • <p style=

Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.