В преддверии Нового года, 31 декабря, Елену Николаевну Вирановскую, бабушку одесского моряка Андрея Новичкова посетил народный депутат Украины Сергей Кивалов.
Сергей Васильевич спешил принести долгожданную радостную весть, о том, что уже скоро ее единственный внук вернется домой. Президент Украины подписал указ о помиловании иранского гражданина, благодаря чему теперь стал возможен равноценный обмен Андрея Новичкова на Али Джадуеля.
- рассказала Елена Ивановна.
- отметил Сергей Кивалов.
Как одесский моряк попал в беду
33-летний Андрей Новичков из морской династии. У самого уже 15 лет стажа - от кадета до старшего помощника капитана. С предыдущих мест работы только положительные характеристики. Работал в смешанных экипажах, всегда и со всеми находил общий язык.
Как и все одесские моряки, чья карьера складывалась уже после распада СССР и развала Черноморского морского пароходства, он устраивался на работу по контракту в иностранные компании – через фирмы, помогающие в трудоустройстве моряков. Наши специалисты сейчас востребованы, компании-судовладельцы со всего мира с удовольствием берут их на работу.
В последний раз Андрей заключал контракт через фирму «Марин Сервис», офис которой располагается в Одессе, по улице Бунина, 21. Хотя, как потом выяснилось, данная фирма является лишь посредником. А на самом деле трудоустраивала его фирма «Эсмиральдо», располагающаяся в Крыму.
Андрей Новичков спешил. Очень нужны были деньги, так как тяжело болела его мать, огромные суммы ежедневно уходили на лечение. А в рейс, как назло, три месяца уйти не удавалось. И тут вдруг удача – все подходит, его берут!
Контракт заключили быстро. Он ушел в рейс старшим помощником капитана на судно «Аризу» государственной компании Ирана.
25 ноября 2016 года Новичков вылетел из Одессы. Он направлялся в Шанхай, где на ремонте стояло судно, на котором он должен был работать. Когда он был в воздухе, его мать умерла… И, видимо, справедлива поговорка, что беда никогда не приходит одна.
27 ноября он прибыл в Шанхай. А 30 декабря 2016 года судно-контейнеровоз «Аризу» вышло из ремонта и отправилось в немецкий порт Гамбург. Однако в пути, в Южно-Китайском море случилось ЧП – палубный матрос, иранец, Махаммад Хоссейн Бахрамипур, выпал за борт.
В Иране судно зашло в порт Бендер-Аббас, где, в связи со случившемся, по настоянию судовладельца произошла замена всей команды. Вместе с остальными моряками передал дела другому человеку и Андрей Новичков. После чего попросил у капитана вернуть ему его документы. На что капитан ответил, что документы у менеджера, нанимавшего его на работу. В принципе, это нормальная практика, никаких опасений или подозрений у нашего моряка такой ответ не вызвал. И он спокойно покинул корабль.
Однако, стоило ему сойти на берег, как случилось непредвиденное! Два неизвестных человека вышли из машины и задержали его. Андрею сказали, что он арестован по обвинению в умышленном убийстве (!) матроса и его будут судить. По иранским законам! А там опираются в основном не на привычное нам европейское право, а на законы шариата – нормы и правила, предписываемые Исламом. За вменяемое Андрею преступление там полагается смертная казнь!
Буквально сразу же после звонка внука, Елене Николаевне позвонил второй секретарь посольства Украины в Иране Виталий Заянчковский. Он подтвердил, что Андрей Новичков арестован и ему выдвигают подобные обвинения. А дальше сообщил, что Андрею выделили государственного защитника на суде, но он, по словам дипломата, никак не отстоит интересы украинца в Иране. Секретарь МИДа посоветовал бабушке моряка нанять частного адвоката. Через неделю посольство порекомендовало конкретного человека. Ему нужно было заплатить 7000 долларов. Что и было сделано. Но ощутимых результатов не принесло.
Долгих семь месяцев провел в тюрьме Тегерана одесский моряк Андрей Новичков. Жуткие условия, нестерпимая жара, камера, рассчитанная на 17 человек, в которой, кроме Андрея, малазийцы, танзанийцы, иранцы. В ней же, один туалет на всех… Первый звонок родным ему позволили сделать лишь спустя 2 недели после задержания (до этого родственники в Одессе не имели ни малейшего понятия, куда и при каких обстоятельствах исчез моряк). И дальше – звонить разрешали не чаще, чем раз в неделю по три минуты со специального телефона. Несколько раз Андрей объявлял голодовку. Но ничего не менялось. Второй секретарь МИДа Украины в Иране Виталий Заянчковский, курирующий со стороны нашей дипмиссии это дело, многократно заявлял родным: никаких доказательств его вины нет. Однако дело с мертвой точки все равно не сдвигалось.
Иран своих не бросает! А мы?
Когда обвинения начали распадаться на глазах (никто из команды конкретных фактов конфликта между Новичковым и пропавшим матросом не привел, да и сами родственники, поначалу выдвинувшие обвинение, в итоге отказались от него), но одесского моряка из тюрьмы так и не отпустили, стало понятным, что у иранской стороны, организовавшей этот процесс, имеется какой-то свой мотив держать в застенках украинского моряка. Очень скоро он выяснился.
Куда только не обращалась за эти 7 месяцев 81-летняя Елена Николаевна, какие только пороги не обивала! Писала и в международные организации, так или иначе связанные с защитой прав моряков и прав человека: Верховному комиссару ООН, в Международную Хельсинскую ассоциацию, в Международную федерацию по правам человека, Международную морскую организацию (IMO), в Международную федерацию транспортных рабочих (ITF).
У нас в стране, которая вообще-то должна быть ну уж никак не меньше Ирана заинтересована в освобождении своего гражданина, была на приеме у первого заместителя Министра иностранных дел, в приемной Президента Украины, приемной омбудсмена. Ее переписка с посольством Украины в Иране представляет собой увесистую папку. Но результата, увы… не было. Из официальных инстанций в ответ приходили одни отписки, что дело находится на контроле, решение должна принять иранская сторона.
Ситуация складывалась более чем странная – фактов преступления не было, следствие не велось, человек семь месяцев провел в тюрьме, затем находился в чужой стране в подвешенном состоянии – то ли казнят, то ли отпустят домой. А Украина ждала! Украинские дипломаты лишь вежливо наблюдали за происходящим и писали письма родственникам о том, что все дескать зависит от иранской стороны. Да как же от иранской, когда иранская сторона сделала вам конкретное предложение? Но от Украины не было ни протеста, ни своих требований! Более того, следствие по делу задержанного в Харькове студента, на которого Иран предлагал обменять Андрея, также велось очень вяло. Соответственно, не было ясности, а пойдет ли вообще наша страна на обмен? Или просто наплюет на своего гражданина. В отличие от Ирана… Ирану не все равно. Многие, столкнувшиеся с этим делом, в открытую говорили, что история с Андреем и была-то раскручена Ираном только для того, чтобы вытащить своего парня! Выходит, Иран своих не бросает! А мы?
Дело сдвинулось с мертвой точки
Около года назад бабушка Андрея Новичкова Елена Вирановская решила обратиться за помощью на прием к народному депутату Украины Сергею Кивалову.
С тех пор, парламентарий взял это дело под личный контроль. Только после вмешательства Сергея Кивалова, направленных им депутатских запросов в Министерство иностранных дел, Генеральную прокуратуру.
Также состоялись две личные встречи с чрезвычайным и полномочным Послом Исламской Республики Иран в Украине Мохаммадом Бехешти Монфаредом.
В результате Андрей Новичков был освобождён из тюрьмы Эвин и взят на поруки консула украинского посольства. Затем, когда остро стал вопрос о месте проживания Андрея, так как судовладелец отказался оплачивать его пребывание в одной из гостиниц Тегерана, по ходатайству Сергея Кивалова была решена и эта проблема. Украинский моряк проживал в домах украинской диаспоры в Иране. Несмотря на имеющиеся показания экипажа судна о невиновности и непричастности одессита к произошедшей трагедии, он больше года находится под следствием и под подпиской о невыезде.
Тем временем продолжалась работа по спасению нашего соотечественника. Эта проблема громко прозвучала в стенах Верховной Рады на брифинге, в котором приняли участие Сергей Кивалов и бабушка пленного моряка Елена Вирановская.
В конце октября народный депутат встретился с Президентом Украины, который обещал поспособствовать возвращению домой нашего соотечественника. Как результат, Петр Порошенко подписал указ о помиловании иранца Али Джадуеля. Теперь стал возможен равноценный обмен украинца на гражданина Ирана.
- отметил Сергей Кивалов.
Действительно, возвращения украинского моряка домой также с нетерпением ждут тысячи неравнодушных одесситов, которые поддерживали Андрея многочисленными акциями и флешмобами, которые были инициированы Сергеем Киваловым. Еще в середине мая с призывами об увольнении моряка к украинской власти и дипломатов одесситы вышли в Кировский сквер. Они пытались привлечь внимание к сбору подписей под петицией об освобождении Новичкова на сайте Президента Украины.
Студенты факультета гражданской и хозяйственной юстиции Национального университета «Одесская юридическая академия» провели еще одну акцию - благотворительный киновечер, собранные средства от которого передали Елене Вирановской.
А в конце прошлого года активисты Молодежной платформы «Будущее» инициировали флешмоб возле парка Победы. Тогда в живой якорь выстроились курсанты Морского училища Одесской юракадемии. К акции также присоединились и другие студенты Юракадемии, Международного гуманитарного университета и сотни одесситов.
И теперь благодаря слаженной работе депутатского, дипломатического корпуса, а также руководства страны уже в ближайшее время Андрей Новичков вернется домой.
Не хочется, конечно, думать о плохом, но, если бы не вмешательство народного депутата Сергея Кивалова, у этой истории мог бы быть совсем другой конец. В лучшем случае Андрей вернулся бы в иранские застенки и провел там остаток жизни, а в худшем его казнили бы. Как это и полагается по закону Шариата. Хорошо, что в нашей стране еще есть народные депутаты, для которых важны судьбы простых людей. Которые способны услышать, понять, помочь, сделать все возможное, чтобы вытащить сограждан из беды.
Отметим, что случай с Андреем Новичковым не единичный. Сегодня помощи и решительных действий от родного государства ожидают тысячи других украинских моряков, которые были вынуждены уйти в рейс под иностранными флагами и попали в беду. Один из шагов к решению этой проблемы уже сделан. Парламент поддержал инициативу Сергея Кивалова и утвердил новую редакцию Морской доктрины Украины. Следующим этапом должна стать ратификация Международной конвенции о труде в морском судоходстве, провозглашенной «биллем о правах моряков».