Вчера, 26 июня, прошло заседание Конституционной комиссии. Она утвердила новый вариант Основного Закона Украины.
Издание «Таймер» приводит некоторые детали принятого Конституционной комиссией документа. В частности, по данным источника, основные положения конституционной реформы остались без изменений по сравнению с прошлой версией.
Так, структура местного самоуправления делится на три уровня: громады (одного или нескольких населённых пунктов), районы и области во главе с соответствующими советами. В районах и областях депутаты избирают глав советов, которые исполняют функции, сходные с функциями городских голов сегодня.
Институт областных и районных госадминистраций и их председателей ликвидируется. Вместо них вводится должность префектов областей и районов. Префектов назначает и увольняет Президент по представлению Кабмина. Префект осуществляет исполнительную власть в регионах (как сегодня – председатель ОГА), однако функции руководства исполнительными органами местного самоуправления из его компетенции изымаются. Впрочем, за префектом остаётся право ветировать решения органов местного самоуправления – с последующим обязательным обращением в суд. Кроме того, сам префект получит право издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения на данной территории (у председателей ОГА такого права не было, отсутствовала такая норма и в предыдущей версии изменений в Конституцию).
В случае, если орган местного самоуправления (местный совет, его председатель и т.п.) издают нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции Украины, Президент имеет право приостановить деятельность как самого акта, так и принявшего его совета, назначив при этом временного управляющего административно-территориальной единицы. Полномочия временного управляющего и сроки их действия в документе не прописаны. Параллельно с этим Президент должен обратиться в Конституционный суд для того, чтобы тот вынес решение о соответствии спорного акта Конституции. Если Конституционный суд подтверждает мнение Президента, то полномочия местного совета прекращаются и назначаются новые выборы.
Полномочия местных советов в новом проекте Конституции прописаны весьма схематично: управление имуществом, составление и утверждение бюджетов, утверждение программ социально-экономического развития, и прочее, предусмотренное законодательством.
Что же до неконтролируемых Украиной районов Донбасса, то их статус, по данным источника, в новой редакции Конституции закреплён не будет. «Особые районы Донецкой и Луганской областей» упоминаются лишь в переходных положениях законопроекта о внесении изменений в Конституцию, которые при этом отсылают к профильному закону об особом статусе.
И напоследок приведем одно авторитетное мнение: