Вот уже третья неделя с тех пор, как мы вступили дорогие читатели на путь Великого поста. Часть пути уже пройдена. Но как? Житейская мудрость подсказывает: кто хорошо начал доброе дело, тот совершил уже половину его. Можем ли мы эти слова применить к себе, вот вопрос? Как бы то ни было, мы на пути. Возвращаться назад не следует, остановиться на полдороге – недостойно и не по - христиански. Нам следует идти только вперед. Но как идти? В решении этого вопроса является добрым советником - Церковь. Ведь подвиг поста - дело святое и весьма благодатное. "Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте", - говорил святитель Василий Великий.
Пост – не новое изобретение, но драгоценность Отцов, все святые соблюдали пост как отеческое наследие, передаваемое от отца сыну, из поколения в поколение и таких примеров масса. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост соделал святого пророка законодателем, он получил от Бога Закон для израильского народа. Невоздержание Исава соделало его рабом брату, потому что он за еду продал свое первенство. Молитва прав. Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя: святого пророка Самуила. Пост сделал непобедимым Самсона, но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями. Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла. "Пост, - говорит святитель Василий Великий, - рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей". Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для нее крыльями при восхождении к Богу.
И сегодня дорогие читатели, когда дни Великого паста достигли своей середины, ничего не может быть насущнее как в этот раз, побеседовать нам с вами о Кресте, который Христова Церковь предлагает нам для поклонения, вынося его на центр храма. В древние времена самым мучительным орудием казни был крест. Когда власть хотела подавить восстание, наказать преступников, то выбирала самое жестокое наказание - смерть на кресте. Человек приговаривался живым быть прибитым к древу. Прибиваются руки, прибиваются ноги, но сам человек жив, он не умирает сразу. Тело провисает вниз и под его тяжестью раны все время обновляются, боль не прекращается ни на мгновение. Более мучительного вида казни в то время придумать не могли. Именно такой смерти, подвергли ни в чем неповинного Спасителя мира Христа.
И именно с той минуты, когда Христос вошел на Крест, орудие пытки, стало орудием человеческого Спасения.
Крест - красота церкви, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва» – такими словами, в сегодняшний день святая Матерь Церковь прославляет Крест Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Для того, чтобы мы не унывали, для того, чтобы нас духовно укрепить Господь являет свой Крест как напоминание нам о том, что Он не оставит нас в любых жизненных обстоятельствах. Нам тяжело поститься – особенно тем, кто воспринимает пост только телесно. Нам тяжело, может быть, увеличить свое домашнее молитвенное правило, но еще тяжелее распинать свой собственный эгоизм, потому, что очень легко в десятки, а может быть и в тысячи раз легче переменить меню на своем столе, чем изменить свое сердце. А ведь сущность поста в том, чтобы мы с вами, наконец то поняли, что постимся не для того, чтобы сбросить лишние килограммы, постимся не ради того, чтобы уменьшилась наша талия, и не для того, чтобы очистить свой организм от так называемых шлаков, а прежде всего для того, чтобы очистилось наше сердце от духовных шлаков, и чтобы усох и сбросил килограммы наш эгоизм. И в этом всем нам, может помочь только Господь Бог.
В этой жизни, все мы подвергаемся бедствиям и имеем нужду в утешении. Чаще всего людские страдания вызывают телесные недуги. Болезни, как неотступный враг, досаждают человеку, лишают его прирожденной красоты, лишают покоя, пугают неизлечимостью и смертью... Но пусть больной обратит свой взор на Крест. Кого мы видим на нем? Мы видим Господа нашего, всего изъязвленного, покрытого ранами от ног до головы и претерпевшего всевозможные телесные страдания, чтобы возвратить страждущему нашему телу не только здоровье и естественную красоту, но и даровать ему славное бессмертие. Святой Амвросий Оптинский как-то сказал: «терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я ».
Также, криклива скорбь у человека о недостатках в этой жизни. Плачет мать, когда видит, что голодны или худо одеты ее дети; горюет отец, не имея возможности избавить свою семью от житейских лишений. Да, скорбь человека в борьбе с бедностью очень плаксива и голосиста. Но безотраднее всего то, что в нашем опошлившемся так называемом свете чужое горе безответно и редки люди, готовые явиться на помощь бедности. Зато всем нуждающимся и обремененным не запрещен доступ к подножию Креста. Холодные, голодные, станьте пред Распятием Спасителя! Он во всю Свою жизнь не имел, где главу приклонить, и наконец ее приклонил на позорном Кресте. С Него толпа сняла на Голгофе последнюю одежду. Ему жаждущему, пожалели дать воды, а с озлобленной насмешкой над умирающим подали горькую желчь и кислый оцет. Он страдал и умирал всеми покинутый, совсем беспомощный. Для чего же были эти страдания? Да для того, чтобы Его страданиями утешались все несчастные, все нищие духом и телом, которым посредством Креста возвращается вечное, истинное сокровище! Ведь Крест есть ключ, который открывает двери Царствия Божия, говорят святые отцы.
В наш самолюбивый век есть еще одно досадное горе - это измена или переменчивость друзей. Когда мы богаты, славны, у нас нет недостатка в приятелях, готовых разделить наше счастье. Но вот посетило нас бедствие... и друзья с каждым днем редеют. Какой вдове, каким сиротам, каким обеднявшим людям не известен этот убийственный покровительственный тон прежних друзей, сухая беседа и горделивый поклон старых знакомых?.. Между тем в это-то время мы так нуждаемся в друзьях, в их беседах, в их утешении... Эта переменчивость - тяжелое горе... Однако и у всеми позабытых, у всех беспомощных и одиноких есть неизменный друг - Господь наш Иисус Христос. Взгляните, покинутые друзьями, на Крест Господень: вы увидите Спасителя, положившего душу Свою... за други Своя... даже святитель Филарет Московский как-то сказал: "что само слово Божие, дабы совершенно изобразить любовь к роду человеческому, умолкло на кресте".
Успокойся, кающийся грешник у подножия Животворящего Креста, ибо на нем изображено совершенное прощение всех твоих грехов и дарование оправдания всем православным христианам, уповающим на Господа. Вспомним Ниневию, о которой было сказано пророку Ионе: «Еще три дня, и Ниневия будет разрушена за свое беззаконие». Тогда царь, его приближенные, народ в этом городе, дети и даже скот три дня пребывали в сугубом, покаянном посте, не ели и не пили. Прошло три дня, а Ниневия стоит, и вдруг пророк Иона, который расположился под тенью дерева, увидел, что это дерево засохло, и он обратился к Богу: «Как же так, Господи, дерево, которое выросло, вдруг сейчас засохло, и у меня тени нет над моей головой. Ты послал меня сказать, как пророка, что этот город будет разрушен. Прошло три дня, а он стоит на месте». Тогда Господь говорит ему: «Дерево, над которым ты не трудился, которого ты не сажал, и тебе его стало жалко, а в этом городе, где тысячи людей, которые не могут отделить правую руку от левой, ты о них не жалеешь, а они покаялись». Сам Бог сказал, что Ниневия будет разрушена, а покаявшись, люди переменили волю Божию. Почему? А потому, что «Бог не хочет смерти грешника, но чтобы покаялись и в познание истины пришли». Так и в любой момент, в любую секунду нашей с вами жизни может многое у нас в жизни перемениться.
Приступим же и мы, к Животворящему Кресту и облобызаем его с верой и любовью... в нем наша сила... Крестом мы крестились в купели, Крест у православного христианина на груди, и сегодня в третью неделю Великого поста, когда мы еще только на половину пути укрепимся духовно и телесно взирая на Крест Господень, зная что все у нас получится в укрепляющем нас Иисусе Христе, в нем наша сила, упование и утешение.