Главная > Статті > Квартплата: как платить только за реальные услуги и отказаться от «нереальных»?

Квартплата: как платить только за реальные услуги и отказаться от «нереальных»?


24-09-2015, 15:30

Консультирует Светлана Осауленко, профессор, кандидат юридических наук, председатель Одесской городской организации Украинской Морской партии, глава фракции Украинской Морской партии в городском совете

 

В условиях постоянно повышающихся тарифов, которые в зимний период станут непосильными для населения, особенно остро встает вопрос о качестве, да и просто о наличии некоторых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. О чем идет речь? В данном случае, о пресловутой квартплате, которая порой складывается настолько непрозрачно, что обычному человеку трудно разобраться, за что же именно он отдает кровно заработанные деньги. Квитанции приходят, в них указаны какие-то статьи расходов, выливающиеся в кругленькую сумму. И далеко не каждый одессит, который ежемесячно честно за все это платит, понимает, что должен соответственно, требовать: и ремонта в своей парадной, и замены коммуникаций и еще многого, чего мы все отродясь не видели. А, коль не видели, то возникает резонный вопрос: стоит ли платить? Но для начала во всем этом надо разобраться.

Плата за СДСПТ или «квартплата»

«Квартплатой» обычно называют плату за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (СДСПТ). Ее вы платите организации, обслуживающей ваш дом: КП «ЖКС» (бывшие ЖЭКи), либо обществу совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), либо жилищностроительному кооперативу (ЖСК). Типовой перечень из 26 услуг по СДСПТ и порядок их расчета утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2009г. №529 «Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и Типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий».

Откуда берутся тарифы и как повлиять на их размер? 

Тариф на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий рассчитывается обслуживающей организацией по каждому дому индивидуально, в расчете на один квадратный метр общей площади квартир в доме. По каждой из услуг должен быть произведён расчёт по каждому дому, установлен тариф, его структура, режим и периодичность предоставления той или иной услуги, нормы и нормативы каждой услуги. После того как тариф рассчитан, исполнитель услуг должен довести эти расчёты до сведения собственников домов (общежитий), квартир и других потребителей услуг путём проведения общественных слушаний в каждом доме. На слушаниях жители могут отказаться от каких-либо услуг, которые, по мнению большинства, в этом доме не нужны, либо жители хотят их исполнять самостоятельно. Такой отказ оформляется в форме решения собственников помещений дома об обеспечении предоставления услуг по СДСПТ. Протокол общественных слушаний нужно в течение 30 дней передать исполнителю услуг. Исполнитель услуг обязан исключить из предложенного им перечня те услуги, которые потребители не хотят получать, пересчитать тарифы и подать их на утверждение в городской совет. Затем тарифы должны быть обнародованы: через газеты, официальный сайт города, размещение информации в подъездах домов, а также по требованию потребителя.

Где получить информацию о тарифах на СДСПТ в Одессе? 

Если ваш дом обслуживается КП «ЖКС», то на сегодня действуют тарифы, утвержденные решением Одесского городского совета от 21.08.2008 г. №970 «О мероприятиях по введению адресной муниципальной помощи жителям города на оплату жилищно-коммунальных услуг и установлении тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий» с изменениями, внесенными решением №1212 от 28.10.2008. С тарифами по любому дому в г. Одессе можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://www.odessa.ua/ acts/committee/17784 или в помещении КП «ЖКС», которое обслуживает ваш дом. Если ваш дом обслуживается ОСМД или ЖСК, то тарифы также утверждались городским советом различными решениями. Найти нужное решение горсовета и узнать тарифы можно на официальном сайте города или в организации, обслуживающей ваш дом.

Если услуга не оказывается, а оплата взимается КП «ЖКС»

1) Нужно вызвать представителя КП «ЖКС» для составления акта-претензии о ненадлежащем оказании услуг (неоказании услуг) по договору. Написать заявление в ЖКС с требованием направить своего представителя, в котором нужно указать:

- срок, в течение которого должен прибыть представитель коммунальной службы. Обычно он установлен в договоре и составляет 2 рабочих дня с момента получения заявления о вызове.

- причину вызова представителя ЖКС. При подаче заявления постарайтесь получить отметку о его приеме на вашем экземпляре, либо отправьте заявление по почте заказным письмом с уведомлением.

2) Составить акт-претензию с представителем ЖКС. В нем необходимо указать вид нарушения и срок, в течение которого оно не устранено, а также требование о перерасчете стоимости услуг. Если представитель ЖКС не явился на ваш вызов или вы получили негативный ответ, или представитель отказался от подписи акта-претензии, можно самостоятельно составить акт-претензию в двух экземплярах за подписями как можно большего количества потребителей (но не менее 2-х). Акт может быть заверен соответствующим органом самоорганизации населения, если таковой есть на территории, где вы проживаете.

3) Обратиться в ЖКС о перерасчете платы за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. Для этого написать заявление в ЖКС с требованием перерасчета стоимости услуг, к которому приложить: копию заявления о вызове представителя с отметкой о его приеме и один экземпляр акта-претензии к ЖКС. Акт должен быть рассмотрен структурой, которой он адресован. В результате, потребителю услуги должен быть проведен перерасчет либо дан письменный ответ с обоснованием отказа в удовлетворении претензии. Если вы получили отказ ЖКС от перерасчета стоимости услуг или не получили ответа на свое обращение, вы можете обратиться с жалобой в:

- Одесское областное управление по защите прав потребителей, адрес: 65107, г. Одесса, ул. Канатная, 83.

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Одесского городского совета по адресу: 65011, г. Одесса, ул. Успенская, 83/85.

Закон возлагает на исполнителей обязанность заключать с потребителями договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Процедура согласования договора происходит на протяжении месяца со дня внесения его проекта одной из сторон. Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг вступает в силу с момента его заключения. Если потребитель получает от исполнителя жилищно-коммунальные услуги и оплачивает их, то он находится в фактических договорных отношениях с исполнителем.

Во многих украинских городах местные власти используют для расчета стоимости услуги СДПT (содержание домов, сооружений и прилегающей придомовой территории) средневзвешенную единицу – «тариф на дом» для каждого класса жилых объектов, а не подомовой тариф, рассчитанный для каждого отдельного дома. То есть, цена услуги СДПТ, установленная коммунальным предприятием, одинакова для всех домов идентичного класса (например, 3–4), что не отражает действительной себестоимости содержания каждого конкретного жилого дома.

Зачастую такой подход к расчету тарифа приводит к абсурдным ситуациям. Например, жильцы одноэтажных застроек (так называемых «жилкопов» – многоквартирных домов 6-го класса), расположенных в центрах некоторых городов, вынуждены платить, в том числе, и за «техобслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем и элементов конструкции» (TO и TP). Доля этих тарифных составляющих в СДСПТ достигает 40–50%.

Однако в подавляющем большинстве домов данной категории не имеется общедомовых конструктивных систем и элементов (ни внешних, ни внутренних). Каждая квартира такого дома напрямую подключена к городским сетям водоотведения, электро-, газо- и водоснабжения. При этом квартиры оборудованы системами индивидуального отопления и не подключены к централизованному. Так за какие же услуги TO и TP платят жильцы «жилкопов»? Эти незаконные поборы трудно назвать даже платой за воздух – скорее, это плата за вакуум.


Вернуться назад