Сколько может стоить дырявая чайная ложка? Ею вы не положите сахар в кофе и даже не зачерпнёте варенья. Дырявая ложка - не функциональна и, казалось бы, не представляет особой финансовой ценности, только если она не была спроектирована известным датским ювелиром и дизайнером Георгом Йенсеном. В Дании ложку Йенсена можно приобрести даже в аэропорту, правда заплатить за этот сувенир придётся немало – целых 200 долларов! Покупая ложку от Йенсена, вы покупаете имя, статус, идею и уникальность – вещи, которые сложно измерить, однако именно за них люди готовы платить баснословные деньги.
За последние 50 лет в мировой экономике произошли процессы глобального смещения акцентов. Все большее количество людей выразили желание обладать не столько предметом, сколько эмоциями и переживаниями, которые они испытывают, приобретая ту или иную вещь. Это смещение потребительского восприятия получило название «экономика опыта», а сегмент экономики, связанный с искусством и творческими индустриями, окрестили «креативной экономикой».
Премьер-министр Эстонии стал серьезно относиться к сектору креативной экономики после того, как увидел одну единственную цифру - 12%.
Во время кризиса с 2007 по 2011год 12% эстонских компаний стали работать в креативном секторе. Пока вся экономика падала, творческие индустрии росли. В результате, процент дохода, который приносил креативный сектор, составил 44%, остальная же часть экономики за все эти годы дала прирост лишь в 17%.
Эти цифры на международном форуме Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region озвучил одесситам известный эстонский реформатор креативного сегмента экономики Рагнар Сиил.
Вопреки постсоветскому восприятию, в европейских странах культуру не принято считать дотационной сферой, более того, её рассматривают, как альтернативный источник дохода.
Шаг за шагом, этот опыт перенимает и Украина, а точнее, наиболее продвинутые её части. В последнее время небывалый рост альтернативного культурного сектора демонстрирует Киев, Львов и, несомненно, Одесса. Лишь в этом году в Одессе появилось более пяти, в том числе международных, фестивалей, которые обозначились не только на культурном уровне гостей, но и на благосостоянии города. Не удивительно, что с каждым днём желающих строить и развивать свой бизнес в креативном сегменте становится всё больше.
Чтобы поддержать интерес бизнеса и общественности к творческому кластеру, в Одессе состоялся международный форум Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region на котором эксперты из разных стран поделились своим опытом формирования и развития креативной экономики на уровне города, области и региона. Более сотни участников собрались в творческом пространстве коворкинга «Терминал 42», чтобы сформировать стратегию развития креативной экономики.
В рамках форума под руководством именитых международных модераторов: эстонского эксперта по творческим индустриям Рагнара Сиила, одного из ведущих специалистов по бизнес-стратегии на постсоветском пространстве Сергея Хромова-Борисова, инициатора платформы креативной экономики CHERNOZEM Константина Кожемяки и руководителя культурного проекта «НЛО»: Новые Лица Одессы Ярослава Трофимова, 4 группы работали над созданием бизнес-модели креативной экономики в Одесском регионе, формированием стратегии развития и созданием стартапов для города и области, а также над определением критериев потребительского качества творческого продукта.
Вместе с участниками форума эксперты определили проблематику креативного сегмента и презентовали конструктивные стратегические решения. Среди основных проблем выделили: низкий уровень защиты интеллектуальной собственности, усложненную процедуру доступа к деньгам, недостаточное качество продукции, плохо развитую бизнескультуру и малую проинформированность потребителей о культурных мероприятиях региона.
Один из модераторов форума, член консультационной группы «Культурная политика и развитие творческих индустрий Эстонии», реформатор Рагнар Сиил сфокусировал внимание участников на необходимости создания центра развития творчества «Креативная Одесса». По его словам, этот центр сможет стать для культурного сегмента чем-то средним между агентством и ассоциацией, платформой для практических тренировок, средством для продвижения проэктов, местом для знакомства и общения с представителями креативного кластера. В центре развития творчества представители культурных индустрий смогут получать четкие, точные и прозрачные рекомендации и практические задания для продвижения своего бизнеса.
Рагнар Сиил, также, отметил важность внедрения системы тотального управления качеством, объединения саб-секторов, создания сети «бизнес-ангелов» и формирование креативного партнерства между компаниями и образовательными учреждениями.
К похожим выводам пришли и участники группы ведущего специалиста по бизнес-стратегии на постсоветском пространстве Сергея Хромова-Борисова. Спикеры подчеркнули важность формирования специализированных кадров в сфере креативной экономики, а также создания инвестиционного агентства, которое бы поддерживало отношения с международными грантовыми фондами и с представителями культуры, помогая в подготовке креативных проектов для получения грантов.
В процессе обсуждения, также, выяснилось, что в Одесском регионе существует ряд приватных инициатив с потенциальной заинтересованностью возможного потребителя, но из-за отсутствия организационной платформы продюссирования, финансирования и продвижения, творческие проекты так и остаются на уровне частных инициатив. Исходя из этого, участники группы иинициатора платформы креативной экономики CHERNOZEM Константина Кожемяки объявили о необходимости создания « Издательско-продюссерского центра частных инициатив в городе Одесса». Спикеры также озвучили необходимость создания консолидирующего онлайн-ресурса, который бы позволял оперативно узнавать обо всех культурных событиях региона. Таким образом, было принято решение о создании культурного арт-портала Одессы и области на базе информационной платформы «Культурометр», а Константин Кожемяка выразил намерение инвестировать в один из разработанных его группой проектов.
В заключение, группа руководителя культурного проекта «НЛО»: Новые Лица Одессы Ярослава Трофимова презентовала структуру потребительского качества культурных событий региона. Эта структура прояснила участникам понимание внешних и внутренних процессов при формировании культурных бизнес-проектов и мероприятий.
Кроме того, Ярослав Трофимов объявил о создании учебно-рабочей группы на базе бизнес-школы School of effective marketing , которая будет «заточена» на развитие креативных проектов Одессы и области. В течение 7 месяцев известный маркетолог и профильные эксперты будут бесплатно обучать команду из пяти человек, как стать специалистами по маркетингу и бизнесу в креативном кластере. На примере реальных кейсов действующего бизнеса практики помогут освоить методы качественных маркетинговых исследований, создание новых продуктов и услуг, разработку и имплементацию стратеги, тактику маркетинга, а также контентный маркетинг и управление социальными коммуникациями. Основное условие бесплатного обучения – от 6 месяцев работы над культурными проектами, в том числе, по результатам стратегического форума Developing a Framework for Creative Economy in Odessa Region.