На продолжающейся 106-ой сессии Европейской комиссии «За демократию через право» принят ряд заключений по конституционным изменениям разных стран. В частности, один из самых интересных документов – заключение по изменениям в Закон о Конституционном Суде Польши.
Тут необходимы некоторые подробности.
«Статья 194 Конституции Польши 1997 года определила, что все без исключения 15 судей Конституционного Суда - избираются Сеймом на 9-летний срок. 25 октября 2015 года в Польше состоялись выборы, и на смену 8-ому созыву Сейма пришел новый - девятый. Однако, напоследок, уходящий созыв Сейма заполнил вакансии 3 судей Конституционного Суда чьи полномочия истекли - и заодно 2 судей Конституционного Суда, чьи полномочия должны были истечь уже при новом Сейме (с опережением в 5 месяцев). Новый созыв Сейма не согласился с таким решением предшественников, и избрал на эти должности 5 новых судей Конституционного Суда - в результате получилось по два избранных судьи на каждую из пяти судейских должностей в КС Польши. Новоизбранный (в мае 2015 года) Президент не принял присягу у 5 судей КС избранных предыдущим созывом Сейма - а принял присягу у 5 судей КС избранных новым созывом. Под такое решение была подведена законодательная база (ставшая предметом рассмотрения Венецианской Комиссии), сделавшая новое назначение судей КС возможным и - путем увеличения кворума заседаний КС до 13 судей из 15 общего состава, - неизбежным. Изменениями также был сокращен до 3 лет срок полномочий Президента КС, что равноценно досрочному прекращению его полномочий. Президент и Министр юстиции были наделены полномочием инициировать дисциплинарное производство в отношении судьи КС. Отменены нормы закона, регулирующие процедуру рассмотрения КС вопроса об импичменте Президента Польши (что усложнило саму возможность импичмента), отменен законодательный запрет на избрание судьей КС повторно. В 2016 году новое Правительство сократило бюджет Конституционного Суда. Наконец, в Сейме зарегистрирован проект акта о единовременном увольнении всех судей Конституционного Суда Польши.
Но КС Польши с таким положением вещей не смирился. Принявшие присягу новые судьи КС, избранных действующим Сеймом, были зачислены в штат КС «без права осуществлять правосудие», а часть изменений в «Закон о себе» Конституционный Суд признал неконституционными. Затем, Конституционный Суд принял компромиссное решение, признав конституционным избрание только 3 из 5 судей КС предыдущим созывом Сейма. «Бюрократическое противостояние» нового Президента и Парламентского большинства с одной стороны, и большинства Конституционного Суда, избранного политическими предшественниками и оппонентами – продолжается»,
Как говорит Сергей Кивалов, Венецианская Комиссия в своем заключении заняла позицию Конституционного Суда Польши. Властям Польши рекомендовано полностью отказаться от идеи замены судей КС, отменить искомые изменения в Закон о Конституционном Суде, которые еще не признаны неконституционными, а все решения Конституционного Суда в его нынешнем составе исполнять. А также в Венеции рекомендовали заняться комплексной реформой Конституционного Суда на будущее, чтобы снять имеющиеся вопросы - в том числе, рассмотрев, как вариант, модель избрания судей КС 1/3 Президентом, 1/3 Парламентом, и 1/3 судейским сообществом.
Так же рекомендовано предоставить Президенту и Министру юстиции Польши право инициировать увольнение судей КС за дисциплинарные проступки. А Сейму - принимать окончательное решение по этому вопросу.