Інформація до новини
28-03-2016, 18:44

СЭЗ: экономическое «лекарство» в трехмодельной упаковке

Категорія: Перша шпальта / Новини


У нас з'явився канал в Telegram, в якому ми будемо ділитися з Вами новинами

СЭЗ: экономическое «лекарство» в трехмодельной упаковке

Экономическая ситуация в Украине в целом

Сегодня, если не предпринять быстрых и радикальных мер по наведению порядка в экономике и финансах, Украина может просто развалиться как единое государство. И это – не страшилка и не злая сказка. О реальности подобной угрозы вполне четко свидетельствует беспристрастная статистика. Например, такая: за два последних года, а точнее время пребывания в премьерском кресле Арсения Яценюка, валовой внутренний продукт (ВВП – главный показатель благосостояния или упадка страны) обвалился больше чем на 100 млрд. долларов. В пересчете на украинскую валюту эта сумма равняется двум с половиной триллионам гривен – то есть пятикратному государственному бюджету страны 2016 года. Если сейчас Украина стоит на коленях с протянутой рукой, просит по миру финансовые подачки, а теряет такие огромные деньги, чем это для нее может обернуться?! Мы потеряли столько средств, что стране нужно 5 лет для того, чтобы только восстановить потерянное. У нас полностью разбалансирована банковская система и развалина экономика.

Почему так произошло? Да потому, что правительство умудрилось за короткий срок в три раза девальвировать национальную валюту. На 1 января 2014 года доллар стоил 8 гривен. По итогам 2015 – официальный, средневзвешенный курс, достиг 24 гривен за один доллар США. За полтора-два года закрылось более 10 банков, пострадали миллионы вкладчиков, а страна оказалась банкротом. У нас нет золотовалютных запасов. На начало 2014-го их было на сумму в 20 млрд. долларов, но они неуклонно сокращались. Только за 10 месяцев того же года неизвестно куда делись около 13 миллиардов! Правда, на начало текущего года сумма золотовалютных резервов несколько увеличилась – до 13 млрд., 300 млн. долларов. Но это не наши деньги, а средства, предоставленные иностранными кредиторами для поддержания украинского золотовалютного резерва, средства для перекредитования, их нельзя использовать для вложения в экономику. Национальному банку Украины нечем поддерживать курс национальной валюты, нет ее обеспечения. Украина проводила внешнеторговые операции более чем с 200 странами мира, но в прошлом году она обвалила экспорт на 16 млрд. долларов. А за два года нахождения у власти правительства Яценюка валюту недополучили предприятия и организации, которые могли ее использовать на свое развитие. В частности, без средств остались агропромышленный, металлургический комплексы. Обвалилась не только торговля с Россией. Меньше стало поступлений от торговли с Китаем, Индией, Турцией… От торговли со странами Евросоюза Украина недополучила 4 млрд. долларов. А раз валюта не поступила, то и курс валют по отношению к гривне удерживать крайне сложно и он может прыгнуть вверх непредсказуемо. Курс сдерживается Нацбанком искусственно и не только физические, но и крупные юридические лица не могут приобрести валюту для поддержания и развития производства.

Горе-реформаторы говорят, что ничего плохого в этом нет. Как же нет? Мы не закупили технологии, оборудование… Можно привести еще много фактов, свидетельствующих о больном состоянии украинской экономики. Но приведу еще только один: практически полностью прекратилась закупка заграничных лекарственных препаратов. Нет валюты! За эти же неполные два года буквально обвалился жизненный уровень жителей Украины. Всех! К сожалению, правительство не занимается вопросами поддержания экономики, оздоровления финансовой системы, социальной защиты граждан страны. В этих направлениях оно абсолютно ничего не делает. Ситуация с каждым днем все ухудшается. Почему так происходит? Практика показывает, что к руководству исполнительной властью в столице и в регионах пришли абсолютно некомпетентные люди. Они не знают, что делать со страной, как спасти ее экономику, как нарастить финансы, остановить обнищание граждан. Нужны профессиональные управленцы, способные принимать нестандартные решения. Таковых пока нет.

Об украинской пользе исторического опыта партнера

Не украинцы первыми попали в подобную кризисную ситуацию. Приведу несколько примеров не для того, чтобы попасть под огульную критику и обвинения в политиканстве. Буду говорить об экономических реалиях и примерах того, как в ряде стран выходили из тупика, аналогичного нашему, или похожего не него. Прежде всего, следует подчеркнуть, что их возрождение начиналось только после того, как к управлению приходили патриоты и профессионалы, движимые мыслями не о том, как в кратчайшее время разворовать все в стране, а как можно скорее возродить ее.

Наглядный пример именно такого подхода можно найти в не столь давней истории нашего стратегического партнера – США. Специалисты из этой страны стараются нам в чем-то помочь, подсказать, содействуют в получении кредитов… Но предпринять некоторые шаги и применить проверенные экономические рецепты они нам почему-то не предлагают сделать, хотя США выводили из экономического хаоса именно благодаря им. Хочу напомнить, что в самом конце 20-х – начале 30-х годов ХХ-го века в Соединенных Штатах разразился небывалый экономический, финансовый и социальный кризис. Остановилось все, что до того работало, общество дожилось до миллионной безработицы и карточной системы раздачи продуктов. Впереди реально замаячил призрак голодных бунтов… Один из вариантов, который предложили в таких исключительно тяжелых социально-экономических условиях применить умные американские головы, - создание свободных экономических зон. Они могли бы дать толчок к развитию внешней торговли США с миром своим не слишком-то большим на то время ассортиментом товаров. В 1934 году Конгрессом принято решение о создании зон внешней торговли. А иначе говоря, свободных экономических зон (СЭЗ). Свободные экономические зоны – это в США не какие-то обособленные закрытые территории. Они глубоко интегрированы в общую экономическую модель страны. Что важно подчеркнуть: составляют одно целое, направленное на то, чтобы работала экономика всей страны, а не происходило обогащение отдельных граждан общества! С середины 30-х годов прошлого века СЭЗ в США создаются в местах, имеющих очень удобное географическое положение и инфраструктуру.

Прежде всего, в портах! Не случайно их появление в портах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нового Орлеана, Сиэтла. Создатели подумали и о том, чтобы привлечь бизнес и капитал к работе через СЭЗ: такими привлекательными «конфетами» стали льготные таможенные и налоговые пошлины. Я лично видел, как работает такая зона в Новом Орлеане в 1990-м году. Его порт и регион получили значительный импульс к развитию. В 70-е – 80-е годы прошлого века американцы стали также размещать СЭЗ и в регионах, своей страны, производящих продукцию, востребованную на внешнем рынке. Одесский регион очень подходит под этот американский вариант: несколько крупных портов, сеть автомобильных и железных дорог, развитое воздушное сообщение, транспортные коридоры, ведущие в Европу и Азию. Если внимательно, без политической наносной подоплеки, подойти к сравнительному изучению нашего региона и американского опыта, то вывод последует очевидный: заокеанская модель один к одному накладывается на наши условия и может быть здесь реализована. Ну почему этот опыт нельзя использовать?! Можно же такую модель отработать на нашем регионе, кстати, и закон, позволяющий это сделать, в Украине есть с начала 90-х годов. Конечно, его надо доработать с учетом времени. Не имеет значения, как новый закон или саму СЭЗ назвать: «Порто- франко» - название историческое. Не в названии дело, а в сути!

Две модели реального будущего

Еще одна модель, также широко распространенная в США, так называемые предпринимательские зоны. Они создаются в депрессивных районах и городах, переживающих упадок промышленности и социальной жизни. В этих зонах также применяется система льгот на налоги, землю, ведение бизнеса, повышается скорость оформления соответствующих документов. Эти зоны становятся весьма привлекательными для малого и среднего бизнеса, поскольку правительством они особо поощряются – оно не вмешивается в деятельность бизнесменов. А на развитие рабочих мест предусматриваются еще и льготы. Как положительный пример работы такой зоны можно назвать бывшую столицу американского автомобилестроения Детройт. В Одесской области и такие зоны могут быть созданы! К сожалению, у нас все районы превратили в депрессивные. Даже те, что еще недавно были донорами: Коминтерновский, Беляевский, Овидиопольский, город Измаил.

Существует и третья модель американских свободных экономических зон. Это технопарки. Это совершенно новый вид экономической и научной деятельности, который дал мощнейший толчок развития мировой цивилизации! В ней тесно работают промышленный и оборонный комплекс США, она усиленно копируется во всем мире. По типу Силиконовой долины своя Кремниевая долина создана в Индии. Какой результат? Индия сегодня обладает самой динамично развивающейся экономикой мира. Она обошла даже Китай. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие Индия может выйти на третье место по развитию экономики. И эту модель можно наложить на одесские реалии. Напомню, что дали свободные экономические зоны самим США? Три модели этих СЭЗ, наложенные на общую экономическую модель страны, породили мощнейшую экономику государства, имеющую мировое значение, с валовым внутренним продуктом более 17 триллионов долларов. А у нас в Украине, какой ВВП? И Кабмин этого не замечает? Премьер Яценюк не способен руководить высшей исполнительной ветвью власти. Беда еще и в том, что в правительстве пребывают подобные ему «управленцы». Ни одна страна мира не выходила еще из кризиса с помощью иностранных помощников, везде ключевыми вопросами занимались свои специалисты.

У нас же весь финансово-экономический блок возглавили некомпетентные люди, не знающие саму систему управления, не понимающие, что надо сделать в нашей стране. Главное же, по моему мнению, заключается в том, что они – не патриоты Украины, не хотят нашей стране и ее жителям благ. Почему? Потому, что погрязли в коррупции. И потому весьма скромный бюджет Украины идет не на созидание, а разворовывается. Можно взять любую из трех моделей СЭЗ, на которых я остановился, отработать ее на Одесской или иной области, посмотреть на результаты и решить вопрос дальнейшей целесообразности для региона или даже страны. Но всевозможные финансовые инстанции не подскажут нашим руководителям сделать это. Я хочу, чтобы, в конце концов, к руководству Украиной пришли патриотичные профессиональные управленцы, желающие остановить ее полную деградацию и тотальное обнищание жителей. Такие люди в стране есть! Настоящих патриотов: экономистов, юристов, финансистов, практиков-производственников, бизнесменов в Украине много. Надо их подключать к разъяснению того, что СЭЗ не проявление сепаратизма, а реальный путь развития государства и налаживания мостов для преодоления пропасти, перед которой поставили Украину. А Одесса (на уровне порта, города или всей области!) должна стать при их помощи экономическим полигоном, на котором отработается перспектива всей Украины. Депутаты Верховной Рады, приняв соответствующий закон, могут сделать реальным дело спасения страны. Чем больше будет «патриотических» разговоров о том, что СЭЗ – это путь к сепаратизму и развалу страны, тем ближе к настоящему коллапсу и развалу окажется Украина. Такие разговоры и нелепые подозрения – полный бред деградирующих личностей.




Якщо ви виявили помилку на цій сторінці, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач.
Ми рекомендуємо Вам зареєструватися або увійти на сайт під своїм ім'ям.