Информация к новости
25-04-2016, 23:32

Одесский припортовый завод – гадкий утенок или хромая уточка?

Категория: Первая полоса / Новости / Экономика и финансы


Одесский припортовый завод – гадкий утенок или хромая уточка?

Средства массовой информации сообщают о продолжающейся подготовке Одесского припортового завода к приватизации. Напомним читателям, что ОПЗ – последнее азотное предприятие в собственности государства, которое располагает крупнейшим в СНГ производством аммиака и крупным производством карбамида.

У него есть существенное отличие и преимущество по сравнению с другими заводами отрасли – терминалы для морской перевалки аммиака и другой химической продукции на морские судна. Кроме того, одесский завод является конечным звеном аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса.

Все эти обстоятельства превращают предприятие в стратегический объект государства. Это о таких предприятиях говорит современная экономическая наука: в тех отраслях, где сосредоточены передовые производства и технологии, определяющие прогресс и экономический рост во всем народном хозяйстве, а также в сферах, выходящих на решение социальных вопросов жизни общества, государственная собственность предпочтительна прежде всего.

Глава Фонда государственного имущества Украины Игорь Билоус сообщил, что уже проработаны инвестиционные условия, вскоре на заседании Кабинета Министров будет утверждена предварительная оценка предприятия и сам аукцион должен быть проведен в конце июня. Оценщиком 99,6% акций ОПЗ избрана украино-венгерская компания «Увекон», имеющая, если судить по спискам клиентов «Увекона», большой опыт в работе с предприятиями химической промышленности. На фоне этого появились сведения о готовящемся руководством ОПЗ закрытия предприятия «по причине нерентабельности»: себестоимость продукции сейчас поднялась выше отпускных цен конкурентов, так что торговать можно только себе в убыток.

В таких условиях – какая цена может быть предложена за предприятие, которое нерентабельно и готовится к закрытию?.. Разброс мнений по этому вопросу очень велик. Экс-премьер министр Украины А.Яценюк в начале года оценивал ОПЗ в 1 млрд. долларов. Руководитель Фонда госимущества Билоус считает, что стартовая стоимость должна быть не меньше 500 миллионов долларов США. Швейцарский банк UBS, который является советником по приватизации ОПЗ, считает, что завод может стоить от 400 до 700 миллионов долларов США, – в зависимости от прозрачности конкурса, политической ситуации в стране и конъюнктуры на рынке сырья.

Первый заместитель директора завода Н.Щуриков оценивает стоимость – «с учётом скандалов вокруг завода и на фоне мирового обвала стоимости удобрений» – ближе к 650 млн. долл. США.

Неопределенность с ситуацией вокруг ОПЗ вызывает большую тревогу у общественности. Менее года тому назад, в августе 2015 г., профессор А. Цыкало, председатель ассоциации «Экологическая безопасность и противодействие чрезвычайным ситуациям», высоко оценивал работу ОПЗ в «Вечерней Одессе»:

«Прошлое и настоящее Одесского припортового завода опровергает расхожее мнение о том, что частное, приватное управление объектами промышленности и транспорта всегда качественно эффективнее, лучше, чем государственное. Оставаясь государственным, ОПЗ нынче – высокоорганизованное, безопасное предприятие, многие производственные показатели которого превышают проектные, несмотря на вот уже более чем 37-летний срок эксплуатации завода (с 1978 г.). И это в отличие от ряда других предприятий отрасли – приватизированных, перепроданных, давно обанкротившихся... Строгая дисциплина и порядок на территории и в цехах, разумная производственная политика, развитая инфраструктура, забота о персонале (медицинский центр, столовые, спорткомплекс, Дворец культуры и др.) вывели предприятие в лучшие, образцовые промышленные объекты страны и мира».

По свидетельству Н. Щурикова, по итогам деятельности государственных предприятий в 2015-м году ОПЗ оказался на втором месте, значительно опередив другие госпредприятия химической промышленности. «Выручка по сравнению с 2014-м выросла на 206% - до 11,1 млрд грн. Что важно, вместо убытка 0,21 млрд. грн., мы получили прибыль 0,27 млрд. грн.». По словам заместителя директора завода, эти цифры – четкий и конкретный ответ всем тем, кто распространял негативную информацию о заводе:

«Получается, что заявление о том, что мы не там и не так закупаем газ – ложь. Разговоры, будто не тем и неправильно продаем удобрения – неправда. Сомнения в профессионализме менеджмента – ошибочны…».

Так приватизации – быть? Если и быть, то при определенных условиях, пишет А.Цыкало:

«Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы хозяином завода стал один из случайных олигархов или одна из олигархических групп, для которых дальнейшая судьба предприятия и его коллектива (а это – более трех тысяч человек, а с семьями – более десяти тысяч), вопросы развития завода, безопасность функционирования предприятия как для персонала, так и для жителей региона – пустой звук, а главная задача – возвращение затраченных на покупку завода денег и собственное обогащение... Всё это должно быть чётко оговорено и закреплено в соответствующих документах (в приватизационных обязательствах, гарантиях, трудовых и иных договорах и т. п.). Должны быть сохранены государственные рычаги контроля за функционированием и безопасностью предприятия (например, в форме государственной доли владения акциями), предусмотрены соответствующие штрафные санкции и возможность деприватизации (национализации) завода в случае невыполнения заранее оговоренных условий и т.д.».
 Народный депутат Украины Сергей Кивалов считает решение о закрытии предприятия недальновидным и требует от руководства страны принять необходимые меры по недопущению остановки предприятия.
«Я, как народный депутат Украины и гражданин, любящий свою страну и свой город, не мог допустить того, чтобы было остановлено одно из самых мощных государствообразующих предприятий. Не имел права просто наблюдать за тем, как люди окажутся выброшенными на улицу без зарплат и средств к существованию. Я уверен, борьба за жизнь Одесского припортового завода закончится победой, и правительство уже услышало наш призыв»,
 – отметил Сергей Кивалов на своей страничке в Фейсбук. Фонд государственного имущества Украины рассмотрел депутатский запрос народного депутата Украины и принимает меры, направленные на недопущение прекращения деятельности АО «Одесский припортовый завод». Об этом идет речь в ответе на запрос, которым располагает редакция газеты «Слово».

На данный момент с целью ускорения продажи государственного пакета акций АО «ОПЗ» ФГИУ принимает меры по подготовке к независимой оценке государственного пакета акций данного акционерного общества. В частности, создана инвентаризационная комиссия, проведена инвентаризация имущества, отобрана аудиторская компания, которая проводит аудит.

«В то же время принимаются меры по недопущению прекращения деятельности АО «ОПЗ». Учитывая необходимость привлечения дополнительных средств для обеспечения необходимого уровня финансирования текущей деятельности АО «ОПЗ» и на основании решения наблюдательного совета общества, ФГИУ, как орган управления корпоративными правами государства АО «ОПЗ», согласовал привлечение кредита в АБ «Укргазбанк» и условия проекта договора залога имущественных прав - права требования оплаты денежных средств, которые могут возникнуть в будущем в АО «ОПЗ» по внешнеэкономическим контрактам… 2 марта 2016 между руководством «Нафтогаз Украины» и АО «ОПЗ» было проведено совещание по вопросам обеспечения стабильной работы предприятия»,
 - сказано в письме ФГИ Украины. Народный депутат Украины Сергей Кивалов намерен и далее держать на контроле вопрос о недопущении остановки этого крупнейшего предприятия региона. 




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.