На минувшей неделе в нашей стране отмечалось сразу два профессиональных праздника, связанных с морем и морской отраслью. День морского и речного флота и День Военно-Морских сил Украины. Эти даты, - прежде всего, повод для акцентирования внимания государства на насущные проблемы морской и военно-морской отрасли страны.
А проблем тут более чем достаточно.
Вот только незначительный в масштабах страны, но жизненно важный для конкретных людей пример. Сегодня на кораблях вынужденно проживают более 600 моряков. Несложно подсчитать, что если «оквартирование» военных моряков и в дальнейшем будет идти такими темпами как сейчас, то на предоставление жилья всем нуждающимся защитникам водных просторов Родины понадобиться 38 лет. А принимая во внимание возраст большинства очередников, то многие из них до новоселья просто не доживут. И таких примеров. К сожалению можно приводить много.
Без преувеличения можно с твердостью заявить, что один из немногих в стране, кто серьезно и долгие годы (без поправок на праздники и красные даты) занимается проблемой моряков и морских офицеров, является народный депутат Украины, лидер Украинской морской партии Сергей Кивалов.
Он неоднократно подчеркивал, что Украина – морская держава со всеми вытекающими перспективами и проблемами. Причем первых и вторых, много и решать их надо уже сейчас, не откладывая в долгий ящик. Вот и в последнем своем поздравлении по случаю праздника Сергей Кивалов напомнил:
Кроме того, с 2006 года по инициативе народного депутата Сергея Кивалова в стране существует Украинская морская партия. Политическая сила занимается вопросами строительства жилья для военных моряков и вопросами обустройства жизни и регулярно поднимает вопрос целесообразности возрождения Черноморского морского пароходства как основы морской отрасли страны.
Наличие флота позволяет максимально использовать транспортные возможности, как на внутренних, так и на международных линиях сообщений, обеспечить пополнение казны государства валютными поступлениями и обеспечения финансирования инвестиционных проектов. Есть флот, следовательно нужны порты, как строго неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры: можно иметь флот, но без портов, он не будет работать, на Державу, осуществляя грузоперевозки в интересах других стран и коммерческих заграничных грузоперевозящих компаний.
Морская политика государства, которая объединяет всех участников морских транспортных перевозок и обязана создать наиболее благоприятные условия для их развития, в том числе и налоговые льготы, которые окупятся с началом работы всей транспортной системы.
К сожалению флот, доставшийся в наследство Украине, мощный, один из самых крупных в мире: он насчитывал более тысячи судов различного назначения, сегодня разворован и уничтожен. Работали, принося Державе валюту, обеспечивая рабочие места, Черноморское, Азовское и Дунайское пароходства.
Однако, все эти годы шло полномасштабное безразличное отношение Государства к потерям флота и береговой инфраструктуры отрасли, остатки флота сегодня выглядят насмешкой над когда-то могучей отраслью, способной укрепить экономику государства и повысить его авторитет на международной арене.
Черноморское морское пароходство – было градообразующим предприятием города – миллионника Одессы, а также лидером мировых морских перевозок, вывело Украину в разряд крупнейших морских держав.
Возрождение и развитие пассажирских судов прибрежного плавания — один из приоритетных программных пунктов Украинской морской партии Сергея Кивалова.
В Одесском городском совете создана рабочая группа по возрождению и развитию работы пассажирских судов прибрежного плавания. В ее работе принимают активное участие депутаты фракции Украинской морской партии, а также Олег Пастернак — председатель «Организации ветеранов флота Черноморского морского пароходства», ученые, общественники. Для успешной реализации этого направления необходимо создание менеджмента управления рейсовым пароходством, разработка гидротехнических сооружений, вопросов технической эксплуатации судов. Один из важнейших вопросов — юридическое сопровождение этого направления, равно как и его экономической составляющей.
Запуск Морского трамвайчика в Одессе – это уникальный инфраструктурный и логистический проект.
На одном из последних заседаний рабочей группы в городском совете специалисты, профессионалы, принявшие участие в ее работе, пришли к решению, что именно город будет выступать заказчиком проекта концепции развития прибрежного судоходства. А специалисты Национального университета «Одесская юридическая академия» будут осуществлять юридическое сопровождение этого важнейшего для Одессы проекта.
Сергей Кивалов, как специалист в области морского права, также серьезно занимается проблемой украинских моряков-подфлажников. Ведь ни для кого не секрет, что на сегодняшний день судьба украинских моряков, как, впрочем, и необходимость возрождения морского флота, практически не интересует ни чиновников, ни депутатов. При этом, сами украинские моряки до сих пор не имеют надлежащей правовой защиты за рубежом. В основном это происходит из-за того, что Украина не ратифицировала Международную конвенцию о труде в морском судоходстве.
Благодаря вмешательству Сергея Кивалова смогли вернутся домой украинские моряки, находившиеся в течение трех месяцев под арестом в Конакри (Гвинея). Сергей Кивалов встретился с женами моряков и направил соответствующий депутатский запрос в Министерство иностранных дел Украины о необходимости принятия мер по освобождению моряков, безосновательно задержанных в порту Конакри. Депутатский запрос касался необходимости ратификации Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве». К делу подключились дипломатические службы и благодаря этому украинцы смогли вернуться на родину.
По просьбе Всеукраинского Объединения крюинговых компаний народный депутат инициировал создание рабочей группы по оказанию бесплатной юридической помощи морякам при Юридической клинике. И вот появились первые результаты работы созданной группы. Специалисты в области международного права, которые входят в рабочую группу, детально изучили вопрос, так называемой «трудовой миграции», ведь нередко наших моряков, которые из-за отсутствия собственных судов вынуждены идти работать под чужой флаг, приравнивают к трудовым мигрантам со всеми вытекающими последствиями. Был подготовлен ответ руководству Всеукраинского Объединения крюинговых компаний с подробным разъяснением положений Закона Украины «О трудовой миграции». В частности, в данном законе не содержится исключений в отношении украинских моряков из числа трудовых мигрантов. И таким образом, моряки, работающие на судах под иностранным флагом, отнесены к категории трудовых мигрантов, в соответствии с украинским законодательством. Так, Закон Украины «О занятости населения» определяет, что «трудовая миграция» - это перемещение лица, связанное с пересечением государственной границы или границ административно-территориальной единицы с целью поиска работы. В свою очередь Закон Украины «О внешней трудовой миграции» устанавливает, что «трудовой мигрант» - это гражданин Украины, который выполнял, выполняет или будет выполнять оплачиваемую деятельность в государстве пребывания, не запрещенную законодательством этого государства.
Что же касается международного права, то наиболее универсальным международно-правовым документом, регулирующим этот вопрос, является международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей».
В ней под понятием «трудящийся – мигрант» подразумевается лицо, которое занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого этот работник не является и проживает временно или постоянно. Отметим, что данная конвенция Украиной не ратифицирована. В свою очередь, в рамках данного документа, термин «моряк» (который охватывает также и рыбаков) определяет трудящегося-мигранта, нанятого для работы на судне другого государства, гражданином которого этот работник не является.
Следует отметить, что в данный момент рабочая группа по оказанию юридической помощи морякам при Юридической клинике готовит экспертные заключения по ряду важных вопросов, чтобы понимать, как наиболее эффективно защитить интересы моряков.
Экспертное сообщество, которое работает над выработкой рекомендаций в рамках рабочей группы, очень авторитетное. В него входят известные специалисты в области международного, в том числе морского права, а также студенты и аспиранты Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета.
Примечательно, что юристы занимаются не только, что называется бумажной работой, но и оказанием срочной помощи, каждому конкретному моряку, попавшему в затруднительную ситуацию. В качестве примера можно назвать недавний случай, когда трое украинских моряков, членов экипажа судна «Anuket Emerald», были арестованы в Нигерии, и им грозило длительное тюремное заключение. Моряков вернули на Родину.
Еще один пример – борьба с недобросовестными работодателями – т.е. крюинговыми агентствами-аферистами, которые занимаются выманиванием денег у моряков. За призрачную надежду уйти в рейс. В этом вопросе народный депутат объединил усилия юристов-специалистов по морскому праву, членов Украинской морской партии и Всеукраинского Объединения крюинговых компаний, которые заинтересованы, что называется, в чистоте мундира.
Одним из самых значимых шагов в направлении развития Украины как морской державы, стал законопроект «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко», зарегистрированный в парламенте народными депутатами, которые представляют в Верховной Раде Одесскую область, — Сергеем Киваловым, Антоном Киссе, Николаем Скориком, Александром Пресманом и Вадимом Рабиновичем.
По мнению экспертов, создание благоприятных условий для развития бизнеса в свободной экономической зоне «Порто-франко» позволит в кратчайшие сроки умножить инвестиции, модернизировать производство, внедрить инновационные технологии и создать тысячи новых рабочих мест в Одесском регионе. Также это увеличит уровень заработных плат в Одессе, позволит построить в городе новые дороги, складские и производственные комплексы, возродить морехозяйственный комплекс и морской пассажирский флот Украины, Черноморское морское пароходство, отстроить Одесский аэропорт, десятки других предприятий Одессы и Одесской области. Что в совокупности приведет к повышению жизненного уровня населения и выведет Украину на новый виток экономического развития.
Законопроект о создании в Одесском регионе режима «Порто-франко» поддержали депутаты всех парламентских фракций в Верховной Раде Украины. Также выразили свою поддержку и парламентарии международного уровня.
Так депутат парламента Италии Джакомо Бецци, отмечал:
К сожалению, за последние несколько лет благосостояние населения области только ухудшалось. Введение новой экономической модели, которую одобрили на международном уровне, как реальный механизм вывода страны из кризиса, поможет спасти ситуацию и даст возможность вырваться из этого замкнутого круга.
О деятельности Сергея Кивалова на пути возрождения морехозяйственного комплекса можно говорить и писать много. Главное в том, что Сергей Кивалов, как настоящий патриот своего города, региона, страны отстаивает идею воссоздания былой морской славы нашего государства!