Верховная Рада Украины рассматривает проекты государственного бюджета на 2016 год и Налоговый Кодекс, на основе которого рассчитывались доходы и расходы. Как и предполагалось, оба проекта были встречены в штыки, в том числе и президентской фракцией. Несмотря на то, что премьер-министр Арсений Яценюк по привычке пытался шантажировать парламент тем, что непринятие правительственных проектов лишит страну поддержки Международного валютного фонда и других международных финансовых институций, народные депутаты отказались принимать документы без подробного их изучения и начали вносить в них поправки.
В итоге – правительство было вынуждено пойти на компромисс: предложенный министром финансов Натальей Яресько проект нового Налогового Кодекса, в котором основные налоги были, по словам острословов, двадцать и двадцать, заменили на компромиссный проект изменений в действующий Налоговый Кодекс. После этого налог на доходы физических лиц составляет уже 18 гривен, снижена нагрузка на фонд заработной платы предприятий и организаций. Но ликвидируется «упрощенка» в отношении фермеров и других предприятий малого бизнеса, резко снижаются расходы на социальную сферу. Даже глава президентской фракции Юрий Луценко выступил против этих нововведений, предложив все же принять новый Налоговый Кодекс в первом чтении, но запустить – в 2016 году, после детального обсуждения в обществе и лишь после этого ввести в действие.
Словом, продавить свои проекты по прошлогоднему сценарию Кабмину не удалось. Работа над проектами продолжается, что, однако, не помешало Яценюку безапелляционно заявить: до нового года Государственный бюджет-2016 будет принят.
Но тут всплыла весьма пикантная информация: проект нового Налогового Кодекса разрабатывался вовсе не Минфином, а некой американской фирмой, сработавшей в угоду Международному валютному фонду и за международный грант. Хотя, как утверждают опытные народные депутаты, в Минфине достаточно специалистов, способных грамотно составить подобный финансовый документ. Но, видимо, у руководства к ним нет должного доверия...
Вначале у нас появились импортные министры, губернаторы, начальники полиции и прокуратуры. Дошел черед и до законопроектов!
Значительную часть Государственного бюджета предлагается направить на нужды обороны – до ста миллиардов гривен, что составляет пять процентов внутреннего валового продукта. Но вдвое меньше 2015-го года выделяется на здравоохранение и образование, социальные нужды. Пока побеждает ставка на либеральную модель экономики, где «социалка» вторична. Потому лишь чисто символическим выглядит повышение минимального прожиточного минимума, зарплат и пенсий – в общей сложности на 12%, в то время как инфляция превысила 40%. Говорят, что бедным дают субсидию. Однако эксперты доказывают, что субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг – очередная лазейка для коррупционеров, стремящихся таким путем отмыть миллиардные суммы. К тому же никакие субсидии не покрывают и малой части многократно возросших расходов населения в результате непрозрачно принятых тарифов.
По-прежнему остается дотация на «Нефтегаз», который, как ненужную прокладку, давно следовало бы ликвидировать. Опять в бюджет закладываются необоснованные доходы от приватизации государственных предприятий – до 17 миллиардов гривен. Хотя в прошлом году от нее в бюджет поступило всего лишь несколько миллионов гривен. Необоснованно завышен и дефицит государственного бюджета – 84 миллиарда гривен, который вряд ли будет восполнен.
Словом, вопросов к внесенным правительством проектам больше, чем ответов. Но до сих пор неизвестна судьба сотен миллионов евро, выделенных Евросоюзом на строительство так называемого европейского вала. В этом году нам продемонстрировали лишь небольшую стенку из пары сотен кирпичей, да несколько метров ограждения из сетки рабица. Формально все это стоит немалых денег. Как и сборные домики для семей переселенцев. Но на деле эти работы выполнены на копейки. А инициаторы проекта «стена» словно воды в рот набрали. Понятно, что после этого им трудно рассчитывать на очередную помощь от западных партнеров.
На днях прошла информация, что Международный валютный фонд все-таки пересмотрел свои правила предоставления кредитов, и Украина, судя по всему, сможет получить очередной транш в сумме 1,7 миллиарда долларов. Но вполне очевидно, что лишь после принятия нового Государственного бюджета, который, как подозревается, написан под диктовку международных кредиторов.
А тут еще из Вашингтона пришло не совсем приятное известие для нашего Кабмина: предоставленная Россией финансовая помощь в размере 3,5 миллиарда долларов признана суверенным долгом страны, и, стало быть, подлежит обязательному возврату. Москва уже заявила о намерении востребовать этот долг через суд. В ответ Яценюк заявил о наложении моратория на выплаты России. И теперь дело будет рассматривать один из международных арбитражей, где у Украины практически нет шансов на победу.
Как бы там ни было, наш Кабмин все же не оставляет надежд на принятие нового украинского бюджета в виде подарка «под елочку». Наверняка опять он будет бюджетом не развития, а выживания. Под угрозой не только социальное обеспечение населения, но и пресловутая децентрализация. Ибо на местный уровень передано уже столько полномочий, что они и наполовину не покрываются предлагаемым объемом финансирования. На сей счет уже сокрушался, считающий себя идеологом децентрализации, спикер Верховной Рады Владимир Гройсман. Он настаивает на основательной корректировке представленного правительством проекта. Но будут ли внесены необходимые правки? И не получится ли так, что исполнительная власть опять навяжет свою волю народным депутатам, которые и назначают это самое правительство? Твердой уверенности в этом нет. Создается впечатление, что наши избранники не в состоянии занять принципиальную позицию. А без этого не стоит рассчитывать на улучшение жизни народа.