Старшее поколение Херсона и области помнят то время, когда дул восточный ветер и над городом образовывалась песчаная пелена. Это мощные порывы подымали на левобережье песок и переносил и его через Днепр, оседая на улицах и домах Херсона. Мне пришлось в 40-х годах прошлого века жить в этом городе и я на всю жизнь запомнил те неприятные бури.
Но со временем их укротили благодаря интенсивному устройству лесных полос в этой 360-тысячной песчаной пустыне. Трудно было поверить, что сосны, высаженные в песок, когда-то превратятся в огромный лесной массив, но он есть и защищает огромную территорию от наступления сыпучих песков.
Чтобы сохранить его и одновременно высаживать сосновые саженцы на новых территориях, а также проводить санитарную подсадку старых насаждений, лес все годы обслуживало около трех тысяч работников, в том числе и сотрудники опытной станции. На их содержание государство в бюджете ежегодно предусматривало финансирование.
Так было. А в нынешнем году правительство решило сократить расходы на содержание леса. Это значит, что надо сократить штат лесников, пожарников и других обслуживающих работников. Штат уже урезали в два раза. В правительстве говорят, что надо самим искать спонсоров или заниматься коммерцией.
Нижнеднепровский лес не промышленный. Его нельзя продать, разве те остатками древесины, что остатки от сильного пожара в 2007 году. Да и он уже почти весь реализован. Сухостоя очень мало, есть возможность продавать саженцы сосны. Кстати, и их здесь вырастили более одного миллиона. Сделали это для обновления леса. Штат сократили, саженцы некому высаживать. А это значит, что они пропадут. Тогда новые плантации леса не появятся, а государство потеряет те средства, которые вложены на их выращивание.
Экономия на лесном массиве может снова обернуться экологической катастрофой. Ведь без надежной охраны открывается путь для несанкционированной вырубки леса.
Лес нуждается в защите деревьев от вредителей и пожаров, но выполнять защиту леса некому. Так и хочется сказать Кабмину: не на том экономите.