Главная > Перша шпальта / Новини / Наука та освіта > Борьба за поддержку качественного образования в Украине продолжается
Борьба за поддержку качественного образования в Украине продолжается11-10-2018, 19:21 |
Реформа системы образования в Украине, как и многие реформы, постигшие страну в последние годы, имеющие цель «оптимизировать и возродить», приводит к совершенно противоположному результату. Вся проблема в том, что на реформирование и улучшение обычно требует много денег. А вот их государству найти как раз сложно. Поэтому реформационный процесс чаще всего сопровождается сокращениями, укрупнениями и прочими действиями, дающими возможность сэкономить. Одним из привычных способов сделать дело и при этом не потратить слишком много средств, стало перекладывание экономических тягот на местные бюджеты. Конечно, государство выделяет субвенции, и, конечно, выделенных средств ни на что не хватает.
О том, что принятая Украине реформа образования выглядит «сырой», недоработанной, требующей множество поправок, в свое время говорил народный депутат Украины Сергей Кивалов. Закон был принят в недоработанном виде. Я подал к этому законопроекту 20 поправок. 9 из них приняты. Это касается бесплатного питания и проживания детей, особенно – социально незащищенных; возможности бесплатной поездки в школу/со школы и училищ для отдаленных районов и так далее. А всего к нему было подано 1705 поправок.
– подчеркнул депутат.
В связи с ситуацией, с целью недопущения уничтожения отрасли профессионально-технического образования представляется целесообразным выделение финансирования из Государственного бюджета профессионально-технических заведений в каждой области, осуществляющих подготовку по наиболее востребованным профессиям.
— говорится в одном из запросов. Благодаря настойчивости парламентария, местным бюджетам стали выделять государственную дотацию на содержание профессионально-технических учебных заведений. Однако нетрудно догадаться, что государственного финансирования не хватало даже на половину нужд профтехучилищ. Сергей Кивалов принял серьезные меры для спасения среднего профессионального образования в стране. Ряд училищ Одессе, Николаеве, Киеве и других городах ранее были приняты в систему Национального университета «Одесская юридическая академия» и тем фактически спасены от сокращения. Сегодня успешность обучения в колледжах и училищах, работающих в системе НУ «ОЮА» ни у кого не вызывает сомнения. Среднее специальное обучение в них проходят тысячи учащихся, большая часть из них сироты, при этом ребята получают стипендию. Курсанты, как и положено, параллельно теоритическим знаниям, тренируют практические навыки, включаясь в производственный процесс. Ребята получают здесь самые распространенные и нужные в жизни специальности, и это не только сотрудники юридических учреждений, но и парикмахеры, мастера по ремонту самого разного оборудования, швеи и другие. При этом, диапазон специальностей, которые можно получить в училищах и колледжах НУ «ОЮА» каждый год растет – что убедительно доказывает – подобная форма обучения востребована обществом. Так была спасена система среднего образования на местном уровне. Но проблема есть – и остается – на уровне страны. Последовательным и закономерным шагом со стороны народного депутата Сергея Кивалова стал еще один, очередной запрос на имя Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, отправленный в сентябре нынешнего года. В запросе прежде всего идет речь о недостаточном государственном финансировании системы образования в стране и области.
Так, по расчетам Ассоциации городов Украины в среднем реальные потребности с образовательной субвенции обеспечены лишь обеспечены только на 78,3%, при этом разные регионы имеют разный процент недостаточности государственных субвенций. Например, дефицит средств по Киеву превышает 1100000000. грн., Виннице - 50 млн. грн., Днепру - 63 млн. грн., Кривому Рогу - 111 млн. грн. При этом из каких источников могут взять недостающие средства местные бюджеты, никто не указывает. И это очень скоро приведет к тотальному ухудшению качества образования в стране, считает Сергей Кивалов. На сегодня, действенных мер для решения этой проблемы не принято. Между тем, из регионов почти каждый день поступают сигналы о нехватке образовательной субвенции, покрыть которую своими силами, на местах становится все сложнее. Как результат – долги по отпускным и оздоровительным выплатам в отдельных областях Украины. При таких условиях к концу 2018 года педагоги могут остаться без зарплат, ведь объем средств, выделенных в составе образовательной субвенции на заработную плату значительно меньше, чем ее реальная потребность (31 млрд. грн.). Дефицит образовательной субвенции на выплату зарплаты учителям имеют 76% органов местного самоуправления. В городах-областных центрах дефицит достигает 16%, а в городах областного значения - 20,8%.
– пишет в запросе депутат. К концу года задолженность перед педагогами может составить 4400000000. грн. При этом не стоит забывать, что нагрузка на местные бюджеты растет, так как, кроме образовательной сферы, на плечах местных бюджетах лежат сегодня социальные выплаты, выплаты в сфере медицины, культуры. Формула распределения образовательной субвенции по местным бюджетам, утвержденная Кабинетом Министров Украины, по мнению экспертов, требует пересмотра, поскольку не учитывает ряд существенных расходов по заработной плате, расхода средств на оплату труда педагогов в специализированных школах (художественно-эстетического профиля и подобных); воспитателям (преподавателям) групп продленного дня в школах; плату за индивидуальное обучение, соответствующее одной из ключевых идей проекта «Новая Украинская школа». Не учтено также увеличение количества преподавателей при разделении классов на группы по различным предметам (английский, украинский, физкультура и др.), увеличение штата при дроблении классов, если численность учеников превышает 28, что характерно для крупных городов (так, в Киеве в этом учебном году набрали по 4-5 первых классов). Представляется, что государственная политика в сфере образования должна быть направлена на развитие отрасли и улучшения качества образования, а не на экономию бюджетных средств за счет зарплат педагогов (несмотря на обещания их повышения), а также сокращение руками местных властей небольших малокомплектных школ часто без равнозначной альтернативы.
– подчеркивает парламентарий. Цель запроса народного депутата – рассмотрение проблем финансирования в системе образования и, как следствие, увеличение объема образовательной субвенции местным бюджетам, на этот раз не достигла цели.
Согласно ответу первого заместителя Министра образования и науки Украины В.В. Ковтунца, в Госбюджете на 2018 год расходы на образовательную субвенцию предусмотрены в объеме 60,2 млрд грн. По данным Госказначейства остаток средств образовательной субвенции по состоянию на 01.01.2018 составил 4,1 млрд грн, по состоянию на 01.08.2018 он увеличился на 3,0 млрд грн и составил 7,1 млрд грн. Остатки средств по образовательной субвенции на конец бюджетного периода, согласно пункта 3 Порядка и условий предоставления образовательной субвенции с госбюджета местным бюджетам, утвержденному постановлением Кабмина от 14.01.2015 №6, сохраняются на счетах местных бюджетов, и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции и на обновление материально-технической базы заведений образования. Кроме того, первый заместитель Министра образования и науки, отметил, что возможными дополнительными источниками финансирования затрат, связанных с финансированием заведений среднего образования могут быть сверхплановые поступления, направления свободного остатка средств, капитальные расходы бюджета развития, средства размещенные на депозитных (вкладных) счетах в банках, а также средства, перераспределенные путем сокращения непервоочередных и неэффкетивных расходов. Так, согласно информации Министерства финансов Украины, по состоянию на 01.09.2018 на депозитных (вкладных) счетах в учреждениях банков местными советами размещено 15,4 млрд гривен. Дополнительным источником финансового обеспечения заведений образования могут быть средства стабилизационной дотации, которая предусмотрена в Госбюджете Украины на 2018 год в объеме 200,00 млн гривен. Вместе с тем, уровень финансовой обеспеченности местных бюджетов, в первую очередь, зависит от мер, предпринимаемых местными органами власти относительно поиска дополнительных источников поступлений в бюджет, расширения базы налогообложения и увеличения поступлений, мобилизации доходов в местные бюджеты адекватно состоянию развития экономики территорий, осуществления мер по детенизации экономики, соблюдения жесткого режима экономного использования бюджетных средств и так далее.
- разъясняет Министерство образования и науки Украины. Таким образом, перед органами местного самоуправления стоит важнейшая задача: обеспечить своевременную выплату заработной платы педагогическим работникам, и не допустить кредиторскую задолженности по этим выплатам. Важным при этом является эффективное и своевременное планирование использование средств образовательной субвенции.
Вернуться назад |