Реформа системы образования в Украине, как и многие реформы, постигшие страну в последние годы, имеющие цель «оптимизировать и возродить», приводит к совершенно противоположному результату. Вся проблема в том, что на реформирование и улучшение обычно требует много денег. А вот их государству найти как раз сложно. Поэтому реформационный процесс чаще всего сопровождается сокращениями, укрупнениями и прочими действиями, дающими возможность сэкономить. Одним из привычных способов сделать дело и при этом не потратить слишком много средств, стало перекладывание экономических тягот на местные бюджеты. Конечно, государство выделяет субвенции, и, конечно, выделенных средств ни на что не хватает.
О том, что принятая Украине реформа образования выглядит «сырой», недоработанной, требующей множество поправок, в свое время говорил народный депутат Украины Сергей Кивалов.
– подчеркнул депутат.
Руководитель двух самых успешных вузов в стране, Национального университета «Одесская юридическая академия» и Международного гуманитарного университета, академик Сергей Кивалов знает вопросы системы образования не понаслышке и понимает, что необходимо для того, чтобы качество образования держалось на должном уровне.
Ведь недаром набор в НУ «ОЮА» в этом году составил четыре тысячи сто семьдесят семь человек, а это на 20 процентов больше, чем в прошлом году Согласно рейтингу Министерства образования и науки Украины, Национальный университет «Одесская юридическая академия» вошел в ТОП шести самых лучших и популярных учреждений высшего образования по числу заявлений от поступающих, причем большое количество абитуриентов приезжают для поступления в НУ «ОЮА» из других регионов страны.
Не менее успешно развивается и Международный гуманитарный университет, отметивший в прошлом году 15-летие со дня основания. В вузе ежегодно открываются новые направления обучения и все они оказываются востребованными. Сегодня на базе университета открыли первую в Украине ультрасовременную студенческую стоматологическую клинику. На базе университета уже скоро начнет свою работу вторая студенческая стоматологическая клиника. В нынешнем году студентами Международного гуманитарного университета стало рекордное количество выпускников школ.
Как опытный руководитель в сфере образования, академик Сергей Кивалов хорошо понимал, чем чреваты некоторые новшества, внедренные в жизнь в соответствии новой концепции образования в Украине и к чему приведут некоторые реформы.
Это, прежде всего, решение отказаться от государственного финансирования системы средних профессиональных учреждений и передачи их на содержание местным бюджетам. Таким образом, вся система среднего технического и профессионального образования оказалась под угрозой, чего Президент НУ «ОЮА» и глава МГУ никак не мог допустить.
Народным депутатом было направлено целый ряд обращений и запросов, в которых он последовательно обосновывал недопустимость подобного шага. Проблема в подготовке специалистов рабочих специальностей в строительной, технической, морской и сферы услуг, рано или поздно приведет к дефициту специалистов в такой степени, которую уже будет невозможно восполнить никакими мерами, настаивал народный депутат.
— говорится в одном из запросов.
Благодаря настойчивости парламентария, местным бюджетам стали выделять государственную дотацию на содержание профессионально-технических учебных заведений.
Однако нетрудно догадаться, что государственного финансирования не хватало даже на половину нужд профтехучилищ.
Сергей Кивалов принял серьезные меры для спасения среднего профессионального образования в стране. Ряд училищ Одессе, Николаеве, Киеве и других городах ранее были приняты в систему Национального университета «Одесская юридическая академия» и тем фактически спасены от сокращения.
Сегодня успешность обучения в колледжах и училищах, работающих в системе НУ «ОЮА» ни у кого не вызывает сомнения. Среднее специальное обучение в них проходят тысячи учащихся, большая часть из них сироты, при этом ребята получают стипендию. Курсанты, как и положено, параллельно теоритическим знаниям, тренируют практические навыки, включаясь в производственный процесс. Ребята получают здесь самые распространенные и нужные в жизни специальности, и это не только сотрудники юридических учреждений, но и парикмахеры, мастера по ремонту самого разного оборудования, швеи и другие. При этом, диапазон специальностей, которые можно получить в училищах и колледжах НУ «ОЮА» каждый год растет – что убедительно доказывает – подобная форма обучения востребована обществом.
Так была спасена система среднего образования на местном уровне. Но проблема есть – и остается – на уровне страны.
Последовательным и закономерным шагом со стороны народного депутата Сергея Кивалова стал еще один, очередной запрос на имя Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, отправленный в сентябре нынешнего года.
В запросе прежде всего идет речь о недостаточном государственном финансировании системы образования в стране и области.
Так, по расчетам Ассоциации городов Украины в среднем реальные потребности с образовательной субвенции обеспечены лишь обеспечены только на 78,3%, при этом разные регионы имеют разный процент недостаточности государственных субвенций. Например, дефицит средств по Киеву превышает 1100000000. грн., Виннице - 50 млн. грн., Днепру - 63 млн. грн., Кривому Рогу - 111 млн. грн. При этом из каких источников могут взять недостающие средства местные бюджеты, никто не указывает. И это очень скоро приведет к тотальному ухудшению качества образования в стране, считает Сергей Кивалов.
– пишет в запросе депутат.
К концу года задолженность перед педагогами может составить 4400000000. грн. При этом не стоит забывать, что нагрузка на местные бюджеты растет, так как, кроме образовательной сферы, на плечах местных бюджетах лежат сегодня социальные выплаты, выплаты в сфере медицины, культуры.
Формула распределения образовательной субвенции по местным бюджетам, утвержденная Кабинетом Министров Украины, по мнению экспертов, требует пересмотра, поскольку не учитывает ряд существенных расходов по заработной плате, расхода средств на оплату труда педагогов в специализированных школах (художественно-эстетического профиля и подобных); воспитателям (преподавателям) групп продленного дня в школах; плату за индивидуальное обучение, соответствующее одной из ключевых идей проекта «Новая Украинская школа». Не учтено также увеличение количества преподавателей при разделении классов на группы по различным предметам (английский, украинский, физкультура и др.), увеличение штата при дроблении классов, если численность учеников превышает 28, что характерно для крупных городов (так, в Киеве в этом учебном году набрали по 4-5 первых классов).
– подчеркивает парламентарий.
Цель запроса народного депутата – рассмотрение проблем финансирования в системе образования и, как следствие, увеличение объема образовательной субвенции местным бюджетам, на этот раз не достигла цели.
Согласно ответу первого заместителя Министра образования и науки Украины В.В. Ковтунца, в Госбюджете на 2018 год расходы на образовательную субвенцию предусмотрены в объеме 60,2 млрд грн. По данным Госказначейства остаток средств образовательной субвенции по состоянию на 01.01.2018 составил 4,1 млрд грн, по состоянию на 01.08.2018 он увеличился на 3,0 млрд грн и составил 7,1 млрд грн. Остатки средств по образовательной субвенции на конец бюджетного периода, согласно пункта 3 Порядка и условий предоставления образовательной субвенции с госбюджета местным бюджетам, утвержденному постановлением Кабмина от 14.01.2015 №6, сохраняются на счетах местных бюджетов, и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции и на обновление материально-технической базы заведений образования.
Кроме того, первый заместитель Министра образования и науки, отметил, что возможными дополнительными источниками финансирования затрат, связанных с финансированием заведений среднего образования могут быть сверхплановые поступления, направления свободного остатка средств, капитальные расходы бюджета развития, средства размещенные на депозитных (вкладных) счетах в банках, а также средства, перераспределенные путем сокращения непервоочередных и неэффкетивных расходов. Так, согласно информации Министерства финансов Украины, по состоянию на 01.09.2018 на депозитных (вкладных) счетах в учреждениях банков местными советами размещено 15,4 млрд гривен. Дополнительным источником финансового обеспечения заведений образования могут быть средства стабилизационной дотации, которая предусмотрена в Госбюджете Украины на 2018 год в объеме 200,00 млн гривен.
- разъясняет Министерство образования и науки Украины.
Таким образом, перед органами местного самоуправления стоит важнейшая задача: обеспечить своевременную выплату заработной платы педагогическим работникам, и не допустить кредиторскую задолженности по этим выплатам. Важным при этом является эффективное и своевременное планирование использование средств образовательной субвенции.