Еще в начале 90-х годов наша страна входила в пятерку мировых «дноуглубительных» лидеров вместе с Нидерландами, США, Бельгией и Германией. Однако, трагическую судьбу разграбленного Черноморского морского пароходства повторили и предприятия «Черазморпуть», «Черномортехфлот» и «Устьдунайводпуть». Флот этих предприятий насчитывал более 100 единиц.
Дноуглубительный флот ГП "Черноморско-Азовское производственно-эксплуатационное управление морских путей" (далее — ГП «Черазморпуть») к 2000 году состоял из 8 крупных самоотвозных землесосов, 6 мощных морских самоходных многочерпаковых земснарядов, одного грейферного трюмного самоходного земснаряда, многочисленного флота дизельных шаланд для вывоза извлеченного грунта и необходимого количества вспомогательных судов. В 2003 году ГП «Черазморпуть» стал и продолжает оставаться банкротом.
Судно-драга «Перекопский», входящее во флотилию ГП «Укртехфлот» (бывшее ГП «Черазморпуть»), более 12 лет, с 1996 года, работало в Аргентине в рамках межправительственного соглашения. С 2005 года у экипажей начались невыплаты заработной платы, моряки почти всех смен не могли вернуться домой из-за проблем в денежном обеспечении. Судно, которое несколько лет назад приносило Украине свыше 2 миллионов долларов ежегодно (180 тысяч долларов ежемесячной прибыли), вдруг стало убыточным. За это время на борту были попытки суицида, случаи поножовщины, умер капитан, - сообщал ране в интервью один из профсоюзных активистов ЧАМП.
И вот очередная проблема судна под украинским флагом: с 2014 года на борту Перекопского без надлежащего снабжения и без единой выплаты заработной платы находятся два украинских моряка. Само судно продолжает находиться в одном из портов Аргентины. Кроме того, украинцам уже начислен штраф за нелегальное нахождение в стране, так как сроки виз уже истекли (В отношении выезда из страны сообщили, что сумма штрафа каждому равна 600 песо). Как успешные государственные предприятия превратились в финансово несостоятельные и растеряли почти все свои активы, зачем предприятие-банкрот продолжает набирать и посылать экипажи на выживание - вопросы скорее к менеджменту компаний и правоохранительным органам.
Следует отметить, что проблемой защиты прав украинских моряков, которые работают как в оставшихся на плаву отечественных, так и иностранных компаниях, теперь занимается Украинская морская партия. Отвечая на просьбу главы Всеукраинского Объединения крюинговых компаний Вячеслава Кисловского об обеспечении на постоянной основе юридической защиты моряков, народный депутат Украины, лидер Украинской морской партии Сергей Кивалов, заявил, что Украинская морская партия готова оказать мощную правовую поддержку нашим морякам и будет дальше также активно отстаивать их права. В качестве примера, Сергей Кивалов назвал, по сути, специальную операцию, которая была проведена с привлечением как отечественных, так и зарубежных ведомств по вызволению наших моряков из порта Конакри (Гвинея). Именно бесправие, в котором оказываются наши моряки, остро ставит перед государством другой вопрос - возрождение Черноморского морского пароходства. По мнению Сергея Кивалов, возрождение ЧМП является логической цепочкой в общей концепции создания на территории региона зоны свободной экономической детятельности. И в этой связи придумывать велосипед не надо, необходимо просто изучить опыт наших предков, которые в 19-м веке уже успешно реализвоание проект "порто-франко - создание собственного пароходства", также можно исслдеовать более поздние примеры - тот же Сингапур, Кремневую долину, или Южную Корею, которые стали мировыми лидерами, имено благодаря деятельности СЭЗ.