Правительство утвердило условия приватизации Одесского припортового завода. Тем самым дан старт масштабной приватизации государственных предприятий. В прошлом году Кабмин предпринял 10 попыток начала масштабной приватизации, но Верховная Рада их отклонила. Что же касается приватизации Одесского припортового завода, то за последние несколько лет было проведено три аукциона по продаже этого химического гиганта. Но всякий раз аукцион либо срывался, либо отменялись его результаты. И вот объявлен новый поход за своего рода лунным камнем. Только теперь аукцион уже будет якобы прозрачным и лучше подготовленным. И даже назначена стартовая цена продажи этого государственного объекта – 13 млрд гривен или более 523 млн долларов. Цена, разумеется, должна возрасти в ходе торгов, на что весьма надеется председатель Фонда государственного имущества Украины Игорь Белоус. Он выступает за передачу завода в частные руки, не соглашаясь с доводами некоторых народных депутатов о том, что стартовая цена слишком низкая, а ОПЗ является доходным предприятием и дает значительные валютные поступления. В качестве веского аргумента противники приватизации Одесского припортового завода напоминают, что в прошлом году бывший тогда премьером Арсений Яценюк предлагал продать ОПЗ за 1 млрд 200 тыс. долларов. Так что с тех пор изменилось? Война на Востоке не остановлена, падение внутреннего валового продукта достигло 16 %. И продавать в этих условиях своего рода курицу, несущую золотые яйца, по мнению многих экспертов, было бы по меньшей мере непродуманным шагом. Но, видимо, это кому-то очень нужно. Сторонники приватизации ОПЗ указывают на наличие задолженности в размере до 193 млн долларов, которые при покупке предприятия автоматически лягут на инвестора и, следовательно, войдут в сумму сделки. Однако о том, что задолженность это, по сути, фиктивная и создана коррупционерами, почему-то умалчивают. Наверно, правильно было бы в начале провести тщательный аудит завода и разобраться во всех этих финансовых наслоениях, и откуда они взялись. Но реформаторам невтерпеж. Во главе группы советников наших перестройщиков недавно поставлен известный всем Лешек Бальцерович, распиаренный как автор польского экономического чуда. Но поляки в прессе и в Интернете отзываются об этом господине далеко не в восторженных тонах. В свое время он продал на аукционах крупнейшие польские государственные предприятия за сущие копейки и многие польские экономисты об этом сожалеют. И почему-то Бальцерович в Польше не продвинулся во власти. После печально известной шоковой терапии, которую он провел в своей стране, поляки больше слышать о нем не хотят. Зато Бальцеровичу нашлось место в Украине, и, надо полагать, не за маленькие деньги. В паре с ним работает другой советник – словак Иван Миклош, тоже оставшийся не у дел у себя на родине.
Почему у нас такая тяга ко всему иностранному – товарам, реформаторам? Уже «доказали» свою «пользу» варяги из Прибалтики, Грузии… Но тренд на экзотику прочно осел в головах наших «очильникив», как и на зарубежные советы. Власти считают, что начав масштабную приватизацию государственных объектов, они угодят Международному Валютному Фонду, миссия которого на днях отбыла из Киева с обещанием рассмотреть возможность выделения транша в 1,7 млрд долларов. Но до того мы прожили почти год без их кредитов и, к слову без резкого повышения цен на газ и электроэнергию без роста коммунальных тарифов. Теперь же, по настоянию МВФ, все это сделано, но будет ли результат? Может власти надеются, кроме роста цен, умаслить зарубежных покровителей и доступом к нашим государственным предприятиям? Хорошо, если в результате продажи того же ОПЗ на завод придут крупнейшие мировые инвесторы, такие, например, как «Петролиум». А если под видом иностранных инвестиций в Украину зайдут средства из оффшоров, и новыми владельцами химического гиганта станут те же Коломойский или Фирташ? Непосредственно в Украине сейчас нет таких денег, каких стоит ОПЗ. Так может потому и стартовую цену по продаже Одесского припортового завода правительство утвердило довольно низкую? Ведь тот же Порошенко не продает свою конфетную фабрику, ссылаясь на невозможность выручить за нее приличные средства. Зато государственное предприятие правительство, видимо, своим не считает – были бы хотя бы два участника аукциона. Не удивлюсь, если в итоге ими окажутся представители «Народного фронта» или БПП, а также афелированные с ними компании. Глава Фонда Госимущества Украины Игорь Белоус сказал, что к аукциону не допустят российские компании, но те хотя бы смогут предложить за ОПЗ нормальные деньги. Ссылки на невозможность этого ввиду необъявленной войны с Россией выглядят неубедительно, если учесть, что тот же ОПЗ пользуется аммиакопроводом, идущим из российского Тольятти. А откуда на наши теплоэлектростанции привозят уголек, не из оккупированных ли районов Донбасса?
В сегодняшнем глобальном мире все перемешалось, и в руководстве крупнейших мировых компаний царит интернационал. Так что, кто бы ни купил Одесский припортовый завод, лишь бы заплатил по максимуму и обеспечил дальнейшее развитие предприятия, сохранил рабочие места и социальные стандарты. Вряд ли в этом плане можно рассчитывать на наших доморощенных олигархов. Во время первой массовой приватизации они здорово «нагрели» свою страну и ее население. И ныне гуляют по женевам и лондонам, а рабочие государственных предприятий трудятся за мизерные по европейским меркам зарплаты.
Если инвесторам ставить условия и требовать их выполнения, результат может быть хорошим. Примером тому реприватизация «Криворожстали». Индийская компания «Металлстил» ныне выполняет оговоренные условия. Но вряд ли было бы так, купи этот объект кто-либо из наших олигархов.
В государственной собственности, как утверждают эксперты, нынче остаются не более 10 % серьезных объектов. И именно на них западают приватизаторы, утверждая, что государство не может быть эффективным собственником. Но почему тогда в США, где умеют считать деньги, в государственном распоряжении находится более 40 % промышленности. Такое же положение и в других индустриально развитых странах: Англии, Франции. Очевидно, эффективность управления зависит от состояния борьбы с коррупцией. У нас же никак не могут побороть это негативное явление. Наплодили уйму специальных органов, но те работают неэффективно. К примеру, Антикоррупционное бюро, на которое ассигновано около 70 млн гривен, пока отметилось лишь высокими зарплатами своих сотрудников, но никак не раскрытыми делами. Конечно, если такое предприятие как Одесский припортовый завод попадет под управление иностранцев, те сумеют «прищемить» расхитителей и без НАБУ. Так почему же наши экономические воротилы не относятся к государственному добру как к своему кровному и норовят поскорее от него избавиться?